2024 год
Научно-исследовательская работа
1. Тема: «Исследование, разработка и научное обоснование методики общей и специальной подготовки лыжников-прыгунов 12-14 лет на тренировочном этапе подготовки в соответствии с современными тенденциями вида спорта»
Руководитель – канд.пед.наук Новикова Наталья Борисовна
Цель работы: совершенствование процесса спортивной подготовки лыжников-прыгунов 12-14 лет за счет разработки методики общей и специальной физической подготовки в соответствии с современными тенденциями вида спорта.
Объект исследования: процесс спортивной подготовки лыжников-прыгунов 12-14 лет.
Предмет исследования: средства и методы общей и специальной подготовки лыжников-прыгунов 12-14 лет.
Задачи исследования:
1) апробация методики общей и специальной подготовки лыжников-прыгунов 12-14 лет на тренировочном этапе подготовки в спортивных школах;
2) оценка эффективности предлагаемой методики по показателям общефизической и специальной подготовленности, а также по динамике кинематических характеристик прыжка на лыжах с трамплина.
Методы исследования: аналитический обзор научно-методической литературы, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, видеоанализ спортивных движений, тензометрия, стабилография, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
Планируемый результат: разработка методики общей и специальной подготовки лыжников-прыгунов 12-14 лет на тренировочном этапе подготовки в соответствии с современными тенденциями вида спорта и экспериментальное обоснование ее эффективности, определение динамики показателей физической и технической подготовленности лыжников-прыгунов 12-14 лет, разработка и издание методических рекомендаций «Тренировка юных лыжников-прыгунов».
Заключение: Разработана и апробирована в спортивных школах методика общей и специальной подготовки лыжников-прыгунов 12-14 лет на тренировочном этапе подготовки, включающая требования к подготовке юных лыжников-прыгунов на учебно-тренировочном этапе, периодизацию нагрузок общей и специальной физической подготовки в годичном цикле, описание средств и методов развития двигательных способностей, примеры специальных упражнений для совершенствования техники прыжков на лыжах с трамплина и развития координации в зависимости от возраста и уровня подготовленности. В ходе апробации проведены исследования общей и специальной подготовленности юных лыжников-прыгунов и разработаны оценочные шкалы и нормативы для спортсменов на этапах многолетней подготовки, в том числе для спортсменов учебно-тренировочного этапа. Изучена структура функции равновесия по стабилометрическим показателям и разработана оценочная шкала в специфическом тесте «проба в стойке разгона». Исследованы биомеханические характеристики техники прыжка на лыжах с трамплина и определены модельные показатели угловых характеристик техники прыжка на лыжах с трамплина юных спортсменов в фазах разгона, отталкивания и полета. Эффективность разработанной методики обусловлена существенным повышением показателей общей и специальной подготовленности, оптимизацией кинематических характеристик и повышения симметричности выполнения соревновательного двигательного действия, улучшением показателей постуральной устойчивости, статического баланса и координации движений юношей лыжников-прыгунов 12-14 лет. Применение тренировочной методики общей и специальной подготовки лыжников-прыгунов 12-14 лет позволило добиться значительного улучшения всех сторон специальной подготовленности, причем наибольшие сдвиги произошли в показателях взрывной силы и прыгучести, статического равновесия и регуляции мышечных усилий, способности к перестроению двигательных действий и ориентированию в пространстве. Анализ динамики показателей общей подготовленности свидетельствует, что в наибольшей степени разработанная методика эффективна для повышения силовых способностей рук и мышц туловища, гибкости и координационных способностей. Анализ динамики кинематических характеристик разгона, отталкивания, полета, оценка симметрии положений спортсменов и сравнение судейских оценок в фазе приземления показал, что наибольший эффект применяемых средств и методов подготовки проявился в оптимизации показателей в фазе отталкивания – «наклон туловища» и «результирующий угол отталкивания», величин углов наклона лыж и туловища в фазе полета, величины угла в коленном суставе в фазе разгона, а также существенном снижении количества ошибок, связанных с асимметрией в фазах отталкивания и полета.
Разработаны и опубликованы методические рекомендации: «Тренировка юного лыжника-прыгуна».
2. Тема: «Исследование, разработка и научное обоснование технологии подготовки молодых спортсменов (16-20 лет) к будущему профессиональному самоопределению».
Руководитель – докт.пед.наук Грецов Андрей Геннадьевич
Цель работы: обосновать, разработать и апробировать технологию подготовки молодых спортсменов к будущему профессиональному самоопределению.
Объект исследования: процесс подготовки молодых спортсменов к будущему профессиональному самоопределению после окончания карьеры действующего спортсмена.
Предмет исследования: психолого-педагогическая технология подготовки молодых спортсменов к будущему профессиональному самоопределению.
Задачи исследования:
1) осуществить анализ литературных и иных информационных источников по теме исследования, формулирование концептуальных основ технологии подготовки молодых спортсменов к профессиональному самоопределению, разработать комплекс анкет для профориентационной работы с молодыми спортсменами;
2) выполнить научное обоснование и разработку психолого-педагогической технологии подготовки молодых спортсменов (16-20 лет) к будущему профессиональному самоопределению;
3) произвести апробирование и внедрение технологии подготовки молодых спортсменов к будущему профессиональному самоопределению, а также разработать краткосрочную программу повышения квалификации для специалистов «Организация профориентационной работы с молодыми спортсменами» (24 ч).
Методы исследования: анализ и синтез литературных и иных информационных источников; обобщение опыта специалистов, работающих в сфере юношеского спорта; анкетирование молодых спортсменов; педагогический эксперимент.
Планируемый результат. Научное обоснование и разработка психолого-педагогической технологии подготовки молодых спортсменов (16-20 лет) к будущему профессиональному самоопределению. Под психолого-педагогической технологией в данном контексте понимается система средств и методов психологической и педагогической работы с молодыми спортсменами, этапов работы с ними, а также используемых при этом информационно-справочных материалов, направленная на достижение цели повышения осознанности и осмысленности процесса профессионального самоопределения и планирования образовательной траектории. Методические рекомендации «Технология психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодых спортсменов». Информационно-иллюстративные методические материалы (плакаты профориентационной направленности, сопроводительные тексты, рекомендации по их применению). Сценарии профориентационных консультаций (блоки вопросов и комментариев для обсуждения). Сценарии профориентационных занятий с молодыми спортсменами (16 занятий по 2 академических часа). Блок профориентационных методик для работы с молодыми спортсменами (6 анкет). Информационно-справочные материалы. Программа тренинга профессионального самоопределения для молодых спортсменов. Программа повышения квалификации «Организация профориентационной работы с молодыми спортсменами». Научные данные о профессиональных планах и предпочтениях молодых спортсменов, а также об эффективности созданных разработок.
Заключение. Выполнено научное обоснование, разработка и апробирование психолого-педагогической технологии подготовки молодых спортсменов к будущему профессиональному самоопределению, установлена эффективность ее применения. Получены новые научные данные о профессиональных планах и предпочтениях молодых спортсменов, об их психологическом благополучии в различных типах образовательной среды. Разработан и апробирован тренинг профессионального самоопределения для молодых спортсменов, а также программа повышения квалификации для специалистов, осуществляющих с ними профориентационную деятельность.
3. Тема: «Исследование проблемы развития физического качества «гибкость» и координационных способностей спортсменов в спортивной гимнастике с учетом уровня спортивного мастерства».
Руководитель – канд.биол.наук, доцент Гольберг Наталья Давидовна
Цель работы: Исследование проблемы развития координационных способностей и гибкости спортсменов, специализирующихся в спортивной гимнастике, с учетом уровня спортивного мастерства.
Объект исследования: двигательное качество «гибкость» и координационные способности спортивных гимнастов и методы их оценки.
Предмет исследования: учебно-тренировочный процесс подготовки юных спортсменов, специализирующихся в спортивной гимнастике.
Задачи исследования:
1) проанализировать научную и учебно-методическую литературу по проблеме исследования;
2) исследовать развитие двигательного качества гибкости у спортивных гимнастов различного уровня спортивного мастерства и гендерной принадлежности;
3) исследовать координационные способности спортивных гимнастов различного уровня спортивного мастерства и гендерной принадлежности.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
Планируемый результат: будет оценен уровень развития физического качества гибкости и координационных способностей спортивных гимнастов, имеющих различный уровень спортивной квалификации (спортивных разрядов) и относящихся к различным гендерным группам; будут выявлены индивидуальные особенности проявления этих ведущих двигательных качеств у спортсменов для дальнейшей ассоциации между уровнем развития гибкости или координационных способностей с их функциональными и генетическими особенностями; будут разработаны методические рекомендации «Оценка уровня развития физического качества гибкость и координационных возможностей в спортивной гимнастике».
Заключение. Уровень развития двигательного качества «гибкость» и отдельных звеньев координационных способностей спортивных гимнастов соответствует полу, возрасту, этапу спортивной подготовки, индивидуальному уровню тренированности и специфики тренировочной и соревновательной деятельности. Значительные индивидуальные различия в регистрируемых показателях в пределах одной возрастной и гендерной группы гимнастов могут быть обусловлены генетическими и функциональными особенностями, в той или иной степени детерминирующими изучаемые двигательные качества, что предстоит определить на следующих этапах научно-исследовательской работы.
4. Тема: «Разработка базовой технологии специальной технико-тактической подготовки паралимпийского пловца при взаимодействии с неподвижной опорой на примере спорта слепых и спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата».
Руководитель: канд.пед.наук Винокуров Леонид Вячеславович
Цель работы: разработка алгоритмов и комплекса упражнений гидродинамической технико-тактической подготовки пловца-паралимпийца для выполнения стартов и поворотов на плавательной дистанции (на примере спорта слепых и спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата).
Объект исследования: система спортивной подготовки в паралимпийском плавании спорта слепых и спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: специальная технико-тактическая подготовка паралимпийского пловца при взаимодействии с неподвижной опорой (для выполнения стартов и скоростных поворотов на плавательной дистанции); основные двигательные предикторы-отклонения, проявляющиеся при выполнении стартов и поворотов пловцами-паралимпийцами различных спортивно-функциональных классов, при плавании основными спортивными способами, в двух видах спорта инвалидов - в спорте слепых и в спорте лиц с ПОДА.
Задачи исследования (этап 1):
1) анализ специальной литературы по вопросам гидродинамической технико-тактической подготовки для выполнения стартов и скоростных поворотов паралимпийского пловца высокого класса на плавательной дистанции;
2) исследование и определение предикторов формирования и реализации стартов и поворотов на основе гидродинамической технико-тактической подготовки пловцов-паралимпийцев разных спортивно-функциональных классов при плавании основными спортивными способами.
Методы исследования: формально-логический научный анализ и синтез, видеосъемка и анализ видеозаписей, опрос (анкетирование), обобщение теоретических и эмпирических данных по теме исследования.
Планируемый результат: обобщение литературных данных тематических исследований, формирование аналитически обоснованного представления об особенностях техники выполнения стартов и поворотов в паралимпийском плавании в аспекте специальной (гидродинамической) технической подготовки; выявление, классифицирование и описание основных предикторов-отклонений, влияющих на формирование и реализацию элементов техники выполнения стартов и поворотов паралимпийским пловцом на плавательной дистанции; методическое пособие «Основные предикторы-отклонения специальной технической подготовки паралимпийского пловца при взаимодействии с неподвижной опорой».
Заключение: Массив обработанных тематических источников свидетельствует о крайнем дефиците публикаций, посвященных вопросам выполнения стартов и скоростных поворотов парапловцами спорта слепых и спорта лиц с ПОДА, эти вопросы затрагиваются фрагментарно в контексте основной темы авторского исследования. Разработка техники старта или скоростного поворота требует обязательного учёта нозологических особенностей парапловца, актуализированных как предикторы-отклонения в разных фазах и двигательных элементах выполнения поворота. Чем ниже («тяжелее») спортивно-функциональный класс парапловца с поражением ОДА, тем меньше у него возможностей для эффективного взаимодействия с неподвижной опорой (тумбой, бортиком или стенкой бассейна), выполнения всех фаз старта, в частности, отталкивания и полета до входа в воду. Подводная фаза стартового отрезка является критической для тех пловцов-паралимпийцев, у которых инвалидность влияет на нижнюю часть тела. Выявлены и систематизированы относительно спортивно-функциональных классов и основных способов плавания, описаны вербально и графически предикторы-отклонения, объективно влияющие на формирование и реализацию элементов техники выполнения стартов и поворотов парапловцом.
В 29 классах параплавания в спорте лиц с ПОДА, и в 9 классах в спорте слепых классифицированы следующие группы предикторов-отклонений:
1) для парапловцов с нарушениями зрения предикторами, детерминирующими элементы техники выполнения разных видов старта, возможности ее коррекции определены: 14 предикторов вентральных стартов с тумбы в плавании баттерфляем, брассом и кролем на груди (S11-S13, SB11-SB13); 6 предикторов дорсальных стартов с воды в плавании кролем на спине (S11-S13). Таким образом, относительно стартов выявлено 20 двигательных предикторов;
2) для парапловцов с ПОДА предикторами-отклонениями, детерминирующими элементы техники выполнения стартов определены: 17 предикторов вентральных стартов с тумбы и с воды в плавании баттерфляем, брассом и кролем на груди (S1-S10, SB1-SB9); 10 предикторов дорсальных стартов с воды в плавании кролем на спине (S1-S10). Таким образом, относительно стартов выявлено 27 предикторов;
3) для парапловцов спорта слепых выявлено и описано 10 предикторов, детерминирующих двигательные элементы в разных фазах техники выполнения поворотов, фактически, при любом способе спортивного плавания в каждом из спортивно-функциональных классов (S11-S13, SB11-SB13, SM11-SM13); в спорте слепых не установлено выраженных отличий между двигательными предикторами, проявляющимися в разных классах и разных способах спортивного плавания;
4) для парапловцов с ПОДА предикторами двигательных элементов техники выполнения разных видов скоростных поворотов определены: 8 общих предикторов (в S1-S10, SB2-SB9, SM3-SM10) поворотов, наблюдаемых во всех способах плавания, но не в каждом классе, поскольку не каждый парапловец может плавать любым из основных спортивных способов; 4 типичных предиктора (в S4-S10, SB4-SB9, SM3-SM10) поворотов, наблюдаемых в плавании баттерфляем и брассом; 3 типичных предиктора (в S1-S10) скоростных поворотов, наблюдаемых в плавании кролем на груди и кролем на спине. Таким образом, относительно техники поворотов выявлено 15 предикторов, каждый из которых наблюдается и при смене способов в комбинированном плавании.
Впервые формально выделены группы предикторов техники стартов и поворотов как наблюдаемые проявления нозологической обусловленности технико-тактической подготовки парапловцов во взаимодействии с неподвижной опорой при плавании разными стилями с учетом разных спортивно-функциональных классов. Для каждого предиктора определен способ плавания и установлены классы, в которых избранные предикторы проявляются у парапловцов наиболее выраженно, оказывая характерное влияние на реализацию различных фаз в кинематической цепи выполнения старта или поворота как предикторы-отклонения в локомоторной деятельности в водной среде.
Разработаны новые научно-методические и практические инструменты: анкета оценки стартов и поворотов пловца с поражением ОДА; анкета оценки стартов и поворотов пловца с нарушениями зрения; «Информационная карта тэппера об индивидуальных параметрах выполнения скоростного поворота парапловцом».
5. Тема: «Исследование и разработка системы анализа данных спортивной деятельности лыжников-гонщиков высокого класса для повышения эффективности управления тренировочным процессом».
Руководитель: к.п.н Новикова Наталья Борисовна
Цель работы: исследование современных методов получения, обработки и анализа данных в спортивной науке на примере лыжных гонках.
Объект исследования: процесс анализа данных спортивной деятельности лыжников-гонщиков.
Предмет исследования: средства и методы сбора, обработки, накопления и анализа данных в лыжных гонках.
Задачи исследования:
1) провести анализ современных методов обработки и обобщения информации, используемых в спортивной науке для оценки результативности, а также мониторинга и прогнозирования спортивных результатов;
2) провести анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме извлечения данных из веб-источников;
3) изучить методы учета и анализа спортивных данных в практике лыжных гонок в России.
Методы исследования: аналитический обзор научно-методической литературы и нормативных документов, педагогические наблюдения, анкетный опрос, видеоанализ спортивных движений, методы математической статистики.
Планируемый результат: обобщение и систематизация современных методов анализа и обработки спортивных данных; анализ и систематизация способов оценки и анализа результативности спортсменов в практике лыжных гонках; определениетребований к программе обработки и анализа спортивных данных в лыжных гонках.
Заключение: Обобщение и систематизация современных методов анализа и обработки спортивных данных позволили определить основные направления развития методов получения и обработки информации, среди которых наиболее значимыми являются:
- широкое распространение и совершенствование носимых устройств, позволяющих получать данные о состоянии организма и характере движений в реальном времени и в условиях специфической деятельности;
- использование машинных способов обработки научных данных, нейронных сетей, искусственного интеллекта;
- эволюция методов анализа спортивных движений на основе использования
оптико-электронных систем, микроэлектромеханических датчиков и систем глобального позиционирования, появление безмаркерных технологий распознавания видеозаписей;
- эволюция методов сбора, хранения и обработки данных спортивной деятельности.
Выполнен сравнительный анализ российских и зарубежных исследований в области мониторинга, управления тренировочным процессом и оценки результативности лыжников-гонщиков высокой квалификации, определены основные подходы к методологии исследований в спортивной науке в России и ближнем зарубежье. Определена необходимость создания программных продуктов, облегчающих сбор и обработку данных в спортивной науке, разработана программа для автоматического определения биомеханических характеристик техники лыжных ходов по 2D видеозаписям. Рассмотрены технические, этические и юридические проблемы извлечения, обработки и хранения данных, законность и этика веб-скрапинга, вопросы соблюдения авторских прав. Изучены требования к данным в информационных системах, систематизированы технологии извлечения и хранения информации. Определены перспективные направления анализа спортивных данных в лыжных гонках на основе использования программного обеспечения с открытым кодом, современных языков программирования, методов анализа многомерных данных, автоматизированного сбора данных и рассмотрены существующие ограничения. Определены особенности методов учета нагрузок, способов оценки и анализа результативности спортсменов в практике лыжных гонок, выявлен недостаток инструментария, специалистов и времени для обеспечения качественного педагогического контроля тренерами по лыжным гонкам, систематизированы показатели оценки внешней и внутренней нагрузки, работоспособности и соревновательной деятельности. На основании комплекса теоретических и практических исследований разработаны требования к программе обработки и анализа спортивных данных в лыжных гонках.
6. Тема: «Изучение теоретических аспектов функционального состояния нервно-мышечного аппарата и обоснование использования методик, применяемых для его оценки у спортсменов-паралимпийцев высокого класса в годичном цикле спортивной подготовки».
Руководитель: канд.биол.наук Красноперова Татьяна Витальевна
Цель работы: повышение эффективности тренировочной и соревновательной деятельности легкоатлетов-паралимпийцев высокого класса в годичном цикле спортивной подготовки на основе определения функциональных резервов нервно-мышечного аппарата (на примере спорта слепых и спорта лиц с интеллектуальными нарушениями).
Объект исследования: спортивная подготовка в паралимпийских дисциплинах легкой атлетики.
Предмет исследования: оценка функциональных резервов нервно-мышечного аппарата в процессе спортивной подготовки в паралимпийских дисциплинах легкой атлетики.
Задачи исследования:
1) изучение научно-методической литературы по вопросу функциональных возможностей и адаптационных резервов нервно-мышечного аппарата спортсменов высокого класса спорта слепых и спортсменов спорта лиц с интеллектуальными нарушениями, специализирующихся в легкоатлетических дисциплинах;
2) обоснование методик оценки функциональных возможностей и адаптационных резервов нервно-мышечного аппарата высококвалифицированных спортсменов спорта слепых и спортсменов спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в годичном цикле спортивной подготовки.
Методы исследования: инструментальные – миотонометрия, электромиография, стабилометрия.
Планируемый результат: в рамках изучения теоретических аспектов функционального состояния нервно-мышечного аппарата и обоснования использования методик, применяемых для его оценки у спортсменов-паралимпийцев высокого класса в годичном цикле спортивной подготовки, будут определены особенности функциональных возможностей и адаптационных резервов лиц с интеллектуальными нарушениями и лиц с нарушением зрения, а также возможности использования методик оценки вязко-эластических свойств мышц, биоэлектрической активности мышц и статокинетической устойчивости.
Заключение: на основе теоретического анализа определены особенности функциональных возможностей и адаптационных резервов лиц с интеллектуальными нарушениями и лиц с нарушением зрения, а также возможности использования методик оценки вязко-эластических свойств мышц, биоэлектрической активности мышц и статокинетической устойчивости.
Проанализирована научная литература по теоретическим аспектам данного вопроса в трудах отечественных и зарубежных авторов по блокам. Блок фундаментальных трудов отражал вопросы функциональных возможностей. Так, Р.М.Баевским предложена оценка функциональных резервов на основе коэффициента соответствия уровня функционирования доминирующей системы и степени напряжения регуляторных систем. Ю.М.Бобровым и И.В.Левшиным – подход к определению функциональных резервов на основании результатов функционально-нагрузочных тестов. У лиц с интеллектуальными нарушениями авторами отмечается снижение моторных навыков, но при занятиях спортом наблюдаются значительные улучшения моторных функций. У лиц с нарушением зрения увеличивается время на формирование условных рефлексов; замедляется дифференцирование сигналов и генерация моторного ответа. Теоретический анализ позволил определить факторы, лимитирующие двигательную деятельность спортсменов с интеллектуальными нарушениями и спортсменов с нарушением зрения со стороны нервной регуляции и мышечной системы. Отмечаются отставание в темпах развития физических способностей и наличие психофизиологических особенностей. Недостаточно изученными остаются функциональные возможности и адаптационные резервы нервно-мышечного аппарата.
В выборе методик исследования мы исходили из критериев – неинвазивность, валидность, оперативность, комплексность и доступность. Теоретическое и практическое обоснование методик оценки функциональных возможностей и адаптационных резервов нервно-мышечного аппарата высококвалифицированных спортсменов проходило по данным научно-методической литературы и по результатам проведенных пилотных исследований в подготовительном периоде и после основных соревнований годичного цикла спортивной подготовки спортсменов двух нозологий. Отечественными и зарубежными авторами подтверждена эффективность применения миотонометрии, электромиографии и стабилометрии в спортивной практике и физической реабилитации. Таким образом, были определены три методики для изучения функциональных возможностей и адаптационных резервов нервно-мышечного аппарата спортсменов. Стоит отметить, что в паралимпийском спорте высших достижений комплекс данных методик до настоящего времени не был использован.
Получены результаты, проведенных нами, пилотных исследований по определению функционального состояния и функциональных возможностей нервно-мышечного аппарата спортсменов-паралимпийцев высокого класса с применением миотонометрии, электромиографии и стабилометрии в группах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства легкой атлетики спорта лиц с интеллектуальными нарушениями (лёгкая степень умственной отсталости) и спорта слепых (нарушения зрения с рождения), специализирующихся на спринтерском беге. Выявлены типы реагирования динамической жесткости в ответ на скоростно-силовую нагрузку; проведена оценка биоэлектрической активности мышечного тонуса, симметрии реагирования мышц на повторную нагрузку и скорость восстановления. Определен вклад зрительного и когнитивного контроля в поддержание равновесия у высококвалифицированных спортсменов.
Научно-методическое обеспечение
7. Тема: «Совершенствование научно-методического обеспечения паралимпийского спорта на основе разработанных модельных характеристик уровня подготовленности».
Руководитель – доктор пед.наук, доцент Баряев Алексей Алексеевич
Цель работы: Формирование системы научно-методического обеспечения подготовки спортсменов-паралимпийцев в системе спортивной подготовки с применением разработанных модельных характеристик уровня подготовленности.
Объект исследования: система спортивной подготовки паралимпийского спорта.
Предмет исследования: научно-методическое обеспечение паралимпиского спорта.
Задачи исследования:
1) разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию научно-методического обеспечения подготовки спортсменов спортивных сборных команд паралимпийского спорта на основе разработанных модельных характеристик уровня подготовленности;
2) апробация разработанных предложений на различных этапах подготовки спортсменов спортивных сборных команд паралимпийского спорта.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение полученных результатов, метод систематизации и анализа, моделирование, педагогический эксперимент.
Планируемый результат: разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию научно-методического обеспечения подготовки спортсменов спортивных сборных команд паралимпийского спорта на основе разработанных модельных характеристик уровня подготовленности; апробация разработанных предложений на различных этапах подготовки спортсменов спортивных сборных команд паралимпийского спорта.
Заключение: Проведенные исследования позволили разработать научно обоснованные предложения по совершенствованию научно-методического обеспечения подготовки спортсменов спортивных сборных команд паралимпийского спорта на основе разработанных модельных характеристик.
По результатам исследований определено, что для эффективной реализации научно-методического обеспечения в паралимпийском спорте необходимо сначала получить, оценить, обработать и интерпретировать информацию о функциональной, технической, тактической, психофизиологической и других сторон подготовленности спортсмена на конкретном этапе и только затем, по результатам проведенных исследований предоставлять спортсменам и тренерам индивидуальные рекомендации по совершенствованию системы спортивной подготовки с учетом особенностей тренировочной работы и соревновательной деятельности.
Отличия в организации педагогического контроля обусловлены особенностями спортсменов-паралимпийцев и состоят в следующем: индивидуализация диагностических методик;- формирование диагностических комплексов с учетом нозологических характеристик спортсменов-паралимпийцев; подбор доступных технических средств для организации и совершенствования научно-методического обеспечения системы спортивной подготовки паралимпийского спорта; учет ограничений при использовании индивидуальных модельных характеристик уровня подготовленности.
Одним из перспективных направлений в системе спортивной подготовки паралимпийского спорта является формирование требований к организации системы научно-методического обеспечения. При определении требований к средствам и методам научно-методического обеспечения важно отразить следующие характеристики: учет особенностей нозологических групп, индивидуализация, мобильность, комплексность, возможность дистанционного использования.
Анализ современного развития паралимпийского спорта позволил выделить следующие научно обоснованные предложения по совершенствованию научно-методического обеспечения:
1) с учетом специфики спортивной подготовки и нозологических особенностей спортсменов предлагается в соответствии с календарным планом подготовки проводить такие виды обследования, как этапное комплексное обследование, текущее обследование, оценка соревновательной деятельности, реализующие в совокупности парадигму комплексного контроля спортивной подготовки;
2) в соответствии с разработанными модельными характеристиками и изменениями в спортивно-функциональной классификации предлагается расширить диапазон применения комплексов тестирования и уточнить подбор индивидуальных методик, наиболее эффективных по критериям доступности, мобильности, для использования в конкретном обследовании (полевом или лабораторном);
3) для повышения прогностического потенциала избранного вида обследования следует использовать не только различные, но и одинаковые показатели, характеризующие как тренировочную, так и соревновательную деятельность спортсмена, с целью получения некоторого множества значений для оценки величины динамики показателей по конкретному критерию или направлению спортивной подготовки, в частности, при переходе от одного периода спортивной подготовки к другому (с учетом макро- и мезоциклов);
4) в современных условиях при активной работе по привлечению ветеранов боевых действий с инвалидностью из числа участников специальной военной операции к занятиям физической культурой и спортом возрастает роль научно-методического обеспечения на начальных этапах спортивной подготовки; при этом требуется расширение мобильности и доступности диагностических комплексов – в первую очередь, это касается методик оценки психологической подготовленности спортсменов.
Современные технологии оценки функционального состояния спортсмена-паралимпийца и уровня его подготовленности позволяют дистанционно выполнять анализ измеряемых параметров и предоставлять данные тренерскому составу. При использовании диагностических приёмов необходимо обеспечить индивидуальный подход к спортсменам-паралимпийцам в пределах реализации научно-методического обеспечения в зависимости от специфики ограниченных возможностей, а также личного уровня спортивной, психологической подготовленности.
Апробация разработанных предложений проводилась на различных этапах подготовки спортсменов спортивных сборных команд паралимпийского спорта. В 2024 году апробация была проведена на восьми мероприятиях, включая три чемпионата России. Полученные ранее модельные характеристики использованы для совершенствования системы научно-методического обеспечения с учетом изменений спортивно-функциональной классификации и системы спортивной подготовки. Это позволило оперативно сформировать новые требования к структуре и содержанию системы научно-методического обеспечения (этапное комплексное обследование, текущее обследование, оценка соревновательной деятельности) по следующим уровням подготовленности – техническая, тактическая, физическая, психологическая. Данный подход использован на различных этапах подготовки спортсменов в спорте лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (легкая атлетика, плавание, пауэрлифтинг) и спорте слепых (легкая атлетика, плавание, дзюдо, голбол). В дальнейшем возможно распространение полученных результатов на другие спортивные дисциплины паралимпийского спорта с учетом нозологических особенностей спортсменов.
8. Тема: «Исследование, разработка и научное обоснование технологии повышения уровня вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом на основе мониторинга показателей физической активности граждан Российской Федерации».
Руководитель – Пухов Дмитрий Николаевич
Цель работы: повышение уровня вовлеченности различных половозрастных групп населения в занятия физической культурой и спортом.
Объект исследования: физическая активность граждан Российской Федерации.
Предмет исследования: процесс вовлечения различных половозрастных групп населения в занятия физической культурой и спортом.
Задачи исследования:
1) апробировать разработанную технологию повышения уровня вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом;
2) провести анализ результатов апробации разработанной технологии повышения уровня вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом.
Методы исследования: анализ специальной литературы, анкетирование, статистический анализ, компьютерное программирование.
Планируемый результат: разработка, научное обоснование и внедрение в практику деятельности физкультурно-спортивных организаций технологии повышения уровня вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом на основе мониторинга показателей физической активности граждан Российской Федерации с использованием разработанной компьютерной программы формирования индивидуальных рекомендаций.
Заключение: На основе анализа данных проведенного исследования по мониторингу показателей физической активности граждан и сформированной модели важнейших факторов, влияющих на вовлеченность граждан в занятия физической культурой и спортом была разработана компьютерная программа формирования индивидуальных рекомендаций для занятий физической культурой и спортом «Галактика-ЗОЖ», являющаяся важным информационно насыщенным интерактивным инструментом повышения уровня вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом. Проведенная апробация показала возможности ее применения в углубленном тестировании физического состояния и физического развития граждан, а также сравнении данных объективного контроля с субъективной оценкой состояния и здоровья граждан с использованием анкетирования на специально разработанном веб сервисе. Таким образом, компьютерная программа позволяет выявить специфические потребности и предпочтения граждан различных возрастных групп и обеспечить повышение их вовлеченности в занятия физической культурой и спортом.
В ходе выполнения работы по научно-методическому обеспечению процесса повышения уровня вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом были разработаны и внедрены в деятельность экспериментальных групп граждан:
1) компьютерная программа формирования индивидуальных рекомендаций для занятий физической культурой и спортом на основе разработанной модели факторов (КП «Галактика-ЗОЖ»);
2) информационно-просветительские видеоролики, содержащие положительный опыт занятий физической культурой и спортом;
3) технология повышения уровня вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом, включающая реализацию научно-методических проектов школьников и проведении внеурочных мероприятий, посвященных спорту и пропаганде здорового образа жизни с участием одноклассников и родителей;
4) серия информационно-методических материалов по программам занятий физической культурой с различными социальными группами населения по месту жительства.
Выполненный статистический анализ результатов апробации разработанной технологии повышения уровня вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом подтвердил эффективность ее применения. Установлено значимое позитивное влияние на показатели уровня физической активности граждан, их мотивации к занятиям физической культурой, физической подготовленности, самооценки здоровья.
Научная новизна выполненной работы заключается в том, что впервые на основе проведенного анализа передового опыта и результатов мониторинга показателей физической активности граждан Российской Федерации, была сформирована модель важнейших факторов, влияющих на вовлеченность различных половозрастных групп населения в занятия физической культурой и спортом, а также разработана и научно обоснована технология, включая специализированную компьютерную программу, являющуюся эффективным инструментарием для комплексного анализа и создания социально-педагогических условий роста показателей уровня вовлеченности различных половозрастных групп населения в занятия физической культурой и спортом.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная технология может быть использована в рамках деятельности государственных и общественных физкультурно-спортивных организаций, при организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий для молодежи, граждан трудоспособного возраста и старшего поколения, что способствует повышению эффективности обеспечения совершенствования процесса их вовлечения в систематические занятия физически активной деятельностью.
Результаты внедрены в практику работы общественных физкультурно-спортивных организаций, государственных бюджетных физкультурных и общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ и учреждений высшего образования, а также в педагогический процесс ФГБУ СПбНИИФК по подготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов физической культуры.
9. Тема «Исследование и разработка экспертной информационно-аналитической системы психологического сопровождения спортсменов».
Руководитель: Георгиади Виктория Валерьевна
Цель работы: Разработать экспертную информационно-аналитическую систему психологического сопровождения спортсменов.
Объект исследования: психологическое сопровождение спортсменов в рамках научно-методического обеспечения спортивной деятельности.
Предмет исследования: экспертная информационно-аналитическая система психологического сопровождения спортсменов.
Задачи исследования:
1) обзор литературных источников и имеющихся систем, комплексно решающих задачи психологического сопровождения спортсменов;
2) исследование современных методов сбора, обработки и анализа данных для научно-методического обеспечения спортивной деятельности;
3) разработка экспертной информационно-аналитической системы психологического сопровождения спортсменов;
4) апробация и анализ апробации разработанной экспертной информационно-аналитической системы психологического сопровождения спортсменов.
Методы исследования: анализ данных обследования индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей спортсменов, психодиагностика, синтезирование теоретико-прикладных исследований, математико-статистический анализ данных, компьютерное программирование.
Планируемый результат: Проведение апробации и выполнение анализа результатов апробации экспертной информационно-аналитической системы психологического сопровождения спортсменов в процессе научно-методического обеспечения спортивной деятельности, позволяющей систематизировать и анализировать результаты психологического и психофизиологического мониторинга с помощью апробированных стандартизированных аппаратных методов и опросных методик, отслеживать карьерный рост и профессионализацию представителей различных категорий спортивной деятельности, с возможностью выдачи индивидуальных и командных отчетов-заключений и рекомендаций.
Заключение: Экспертная информационно-аналитическая система психологического сопровождения спортсменов прошла апробацию как исследовательский и консультационный инструмент для специалистов, оказывающих психологическое сопровождение участников спортивной деятельности в рамках научно-методического обеспечения.
Разработанная экспертная информационно-аналитическая система обеспечивает комплексное психологическое сопровождение ключевых участников спортивного процесса – спортсменов, тренеров и судей. Система эффективно накапливает и анализирует результаты психологического и психофизиологического мониторинга, отслеживает карьерный рост и профессионализацию, а также предоставляет справочную информацию о видах спорта и нормативных требованиях.
Апробация системы продемонстрировала её способность проводить психологическое сопровождение с использованием апробированных стандартизированных аппаратных методов и опросных методик, позволяя формировать индивидуальные и командные отчёты с рекомендациями. Система значительно улучшает эффективность работы спортивных специалистов, снижая время на подготовку отчётов и учитывая профессиональные и социальные характеристики участников. Это позволяет индивидуализировать программы психологического сопровождения и своевременно корректировать психофизиологическое состояние участников спортивной деятельности.
Научная новизна работы заключается во внедрении аутогенных тренировок, основанных на контент-анализе ключевых компонентов семантического пространства участников спортивной деятельности. Данные тренировки создавали имитацию соревновательного состояния и применялись вместе с оценкой психоэмоционального реагирования по показателям кожно-гальванической реакции в рамках научно-методического сопровождения. Полученные результаты позволили синтезировать теоретико-прикладные подходы по направлению психологического сопровождения спортсменов и апробировать разработанную систему психологического сопровождения, которая учитывает и психофизиологические, и психологические, и социальные факторы в рамках научно-методического обеспечения спортивной деятельности. Создан практический инструмент в виде единого цифрового рабочего пространства для специалистов в области физической культуры и спорта, позволяющий участникам гармонично и эффективно включаться в процесс спортивной деятельности.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что компьютерные программы могут служить основой для проведения эмпирических исследований, направленных на изучение эффективности различных психологических методик и программ психологического сопровождения. Это позволит расширить знания о функциональных возможностях цифровой среды, повысить эффективность взаимодействия участников процесса спортивной подготовки, учитывать неочевидные факторы, оказывающие воздействие на психическое состояние спортсменов, тренеров, судей, интегрировать современные инновационные подходы к реализации психологического сопровождения участников спортивной деятельности.
Руководитель: канд.мед.наук Голуб Ярослав Валерьевич
Цель работы: разработка информационно-аналитической программы оценки и мониторинга психофизиологического состояния лиц с интеллектуальными нарушениями.
Объект исследования: физическая активность лиц с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования: параметры времени простой сенсомоторной реакции, реакции на движущийся объект, когнитивные и психосоциальные функции ЛИН, параметры ГРВ.
Задачи исследования:
1) разработка информационно-аналитической программы оценки и мониторинга психофизиологического состояния лиц с интеллектуальными нарушениями;
2) апробация информационно-аналитической программы оценки и мониторинга психофизиологического состояния лиц с интеллектуальными нарушениями.
Методы исследования: наблюдение, педагогический эксперимент, анализ и обобщение полученных результатов, метод систематизации и анализа, статистический анализ данных.
Планируемый результат: Разработка и апробация информационно-аналитической программы, позволяющей проводить оценку и осуществлять мониторинг психофизиологического состояния лиц с интеллектуальными нарушениями с использованием разработанных инновационных технологий на основе учета особенностей данного контингента.
Заключение: Разработанная информационно-аналитическая программа оценки и мониторинга психофизиологического состояния спортсменов позволяет проводить оперативный контроль и мониторинг лиц с интеллектуальными нарушениями при занятиях адаптивной физической культурой и спортом и представляет собой удобный и эффективный инструмент в работе коррекционного педагога, спортивного психолога, тренера и других специалистов. Полученные данные могут быть использованы на практике для выдачи рекомендаций по выбору направления вида спорта, что способствует успешному освоению используемых упражнений, поддержанию интереса и вовлечения в занятия физической культурой, развитию психомоторных качеств и последующей социализации. Выявленные корреляционные зависимости позволяют предложить возможность проведения мониторинга и контроля процесса социализации на основе данных психофизиологического тестирования без частого использования опросников. Теоретический анализ существующих методик и предложенная технология оценки психофизиологического состояния лиц с интеллектуальными нарушениями, создает основу для разработки и формирования информационно-аналитической программы сопровождения процесса социализации и вовлечения в занятия физической культурой и спортом лиц с интеллектуальными нарушениями.
11. Тема «Развитие специализированного информационного ресурса мониторинга кадрового потенциала физической культуры и спорта по данным федерального статистического наблюдения и социологических опросов».
Руководитель – канд.пед.наук, доцент Воробьев Сергей Алексеевич
Цель работы: разработать и организовать научно-методическое обеспечение реализации мониторинга и прогнозирования востребованности специалистов в области физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Объект исследования: востребованность специалистов в области физической культуры и спорта Российской Федерации.
Предмет исследования: научно-методическое обеспечение реализации мониторинга и прогнозирования востребованности специалистов в области физической культуры и спорта Российской Федерации
Задачи исследования:
1) сбор информации о кадровом потенциале физической культуры и спорта по данным федерального статистического наблюдения и социологических опросов;
2) аналитическая обработка сведений о социально-экономической ситуации в области физической культуры и спорта, основных характеристиках рынка труда, определение границ и масштабов области профессиональной деятельности для проведения мониторинга и прогнозирования востребованности специалистов в области физической культуры и спорта;
3) актуализация исследовательского инструментария по организации и проведению анкетного и экспертного опросов и их проведение с учетом конкретных потребностей в изучении востребованных, новых профессий.
Методы исследования: анализ информационных источников, анкетирование, экспертный опрос, компьютерное программирование, метод логических обобщений.
Планируемый результат: сбор информации о кадровом потенциале физической культуры и спорта по данным федерального статистического наблюдения и социологических опросов; аналитическая обработка сведений о социально-экономической ситуации в области физической культуры и спорта, основных характеристиках рынка труда, определение границ и масштабов области профессиональной деятельности для проведения мониторинга и прогнозирования востребованности специалистов в области физической культуры и спорта на основании данных федерального статистического наблюдения по формам ФК-1 и ФК-5; актуализация исследовательского инструментария по организации и проведению анкетного и экспертного опросов; проведение анкетного и экспертного опросов с учетом конкретных потребностей в изучении востребованных, новых профессий.
Заключение. В ходе работы был актуализирован и разработан исследовательский инструментарий для проведения опросов работодателей о востребованности специалистов в сфере физической культуры и спорта. Актуализировано информационное обеспечение мониторинга кадрового потенциала физической культуры и спорта на специализированном информационном ресурсе (ИАС-Мониторинг-Кадры ФКиС). С использованием этого инструментария проведен опрос 2055 работодателей о востребованности специалистов в сфере физической культуры и спорта с использованием актуализированного исследовательского инструментария в информационно-аналитической системе. Проанализированы данные федерального статистического наблюдения по формам 1-ФК и 5-ФК.
В результате опроса и анализа получены новые данные о потребности в управленческих кадрах для региональных и муниципальных органов власти в сфере физической культуры и спорта, и их подведомственных организаций, профессиональных образовательных организаций, потребности в специалистах для организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, в том числе тренеров-преподавателей по видам спорта, потребности в специалистах региональных и муниципальных спортивных сборных команд, о востребованности кросс-функциональных компетенций управленческих кадров. Подготовлены аналитические материалы и публикации по результатам исследования востребованности специалистов в области физической культуры и спорта в Российской Федерации для различных пользователей. Подготовлены и изданы методические рекомендации «Использование экспертной аналитической системы по организации и проведению анкетного и экспертного опросов», ISBN 978-5-6051289-9-1. Опубликовано 6 научных статей в изданиях, индексированных Scopus и РИНЦ. Результаты работы представлены на 5 международных и общероссийских форумах и конференциях.
Руководитель – канд.эконом.наук Царева Анна Владиславовна
Цель работы: выявление социально-педагогических условий для возрастания роли семьи в увеличении физической активности детей школьного возраста и развития семейного спорта.
Объект исследования: влияние семьи на формирование физической активности детей школьного возраста.
Предмет исследования: социально-педагогические условия для возрастания роли семьи в увеличении физической активности детей школьного возраста и развития семейного спорта.
Задачи исследования:
1) провести анализ отечественных и международных исследований роли семьи в формировании физической активности детей школьного возраста и опыта развития семейного спорта;
2) выявить социально-педагогические условия для возрастания роли семьи в увеличении физической активности детей школьного возраста и развития семейного спорта.
Методы исследования: анализ специальной литературы, анкетирование, статистический анализ, компьютерное программирование.
Планируемый результат: анализ отечественных и международных исследований роли семьи в формировании физической активности детей школьного возраста и опыта развития семейного спорта; выявление социально-педагогических условий для возрастания роли семьи в увеличении физической активности детей школьного возраста и развития семейного спорта; разработка и издание методических рекомендаций «Роль семьи в формировании физической активности детей школьного возраста. Международный и отечественный опыт развития семейного спорта (по данным отечественных и международных исследований)».
Заключение: На основе анализа отечественных и зарубежных публикаций были выявлены социально-педагогические условия, позволяющие семье более эффективно воздействовать на формирование у школьников здорового образа жизни и интереса к физической активности. Основные направления такого воздействия – важная социально-психологическая роль родителей в поддержке и передаче позитивного опыта, социально-экономические условия, культурные ценности и семейные традиции. Выделены четыре типа культуры физической активности семьи, включающие в себя ряд признаков. Выделенные типы семейной физической культуры (активной, малоподвижной, переменной и специализированной физической активности) обладают существенными отличиями в плане характеристик образа жизни, предпочитаемых форм досуга, семейных ценностей, традиций семьи, связанных с физической активностью, поощрением определенных форм поведения у детей и др. Различия типов семейной физической культуры следует учитывать при разработке социально-педагогических рекомендаций участия семей в формировании интереса к физической культуре и спорту у детей и подростков.
Были разработаны и внедрены в деятельность образовательных организаций методические рекомендации «Роль семьи в формировании физической активности детей школьного возраста. Международный и отечественный опыт развития семейного спорта (по данным отечественных и международных исследований)».
Научная новизна выполненной работы состоит в том, что впервые на основании анализа отечественной и зарубежной научной литературы были разработаны типы культуры физической активности семьи и выявлены характеристики мероприятий семейного спорта, способствующие вовлечению семей и повышению интереса детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные предложения могут быть использованы специалистами образования, здравоохранения и физической культуры в педагогическом процессе по физическому воспитанию детей школьного возраста для формирования их культуры здорового образа жизни в рамках образовательного учреждения и в повседневной жизни, а полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в качестве концептуального инструмента для анализа различных аспектов культуры здорового образа жизни школьников для выявления значимых факторов мотивации к здоровому образу жизни.
Результаты внедрены в практику работы государственных бюджетных общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, а также в педагогический процесс ФГБУ СПбНИИФК по подготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов физической культуры.