Международный проект HBSC

Исследовательская сеть «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» / Health Behaviour in school-aged children (HBSC)  — это международное объединение около 350 исследователей из  44 стран мира, которые активно взаимодействуют друг с другом в рамках международного исследования здоровья и благополучия детей. Каждые четыре года уже в течение уже более 30 лет (с 1982 года) мы собираем данные о субъективных представлениях школьников 11-ти, 13-ти и 15-ти лет в отношении своего физического и психического здоровья, социального благополучия семьи,  взаимоотношений с родителями и сверстниками, а также определяем факторы риска для здоровья и благополучия подростков.

Эти представления выявляются на основе стандартизированной анкеты, состоящей как из обязательных вопросов, которые позволяют проводить сравнительные исследования в 44 странах-участницах проекта, так и из дополнительных, число и проблематику которых каждая из стран определяет для себя сама в зависимости от приоритетов государственной политики. Вопросы анкеты можно условно разделить на такие блоки, как: социальный контекст (общение с родителями, друзьями и одноклассниками, учеба в школе, семейное благополучие), показатели здоровья (оценка учащимися своего здоровья, представления о своем теле, удовлетворенность жизнью, жалобы на здоровье, травмы), здоровое поведение (питание и диета, гигиена полости рта, физическая активность, малоподвижный образ жизни), поведение, сопряженное с риском (табакокурение, употребление алкогольных напитков, употребление наркотиков, опыт сексуальных отношений и способы предохранения, участие в драках, эмоциональное и/или физическое насилие — буллинг).

Благодаря тому, что исследование повторяется с регулярностью раз в четыре года, мы  можем отслеживать динамику наиболее значимых показателей здоровья и благополучия детей школьного возраста. Исследование в трех возрастных группах (11, 13 и 15 лет) дает возможность проследить как меняется поведение мальчиков и девочек с течением времени (детство-отрочество-юность) и использовать полученные данные для мониторинга состояния здоровья детей и формирующихся в это время привычек, с тем, чтобы разрабатывать и внедрять меры, направленные на формирование здоровых привычек, укрепление здоровья и предотвращение факторов риска.

Участники международной сети HBSC, исследователи в самых различных научных областях,  а также  политики и общественные деятели на национальном и международном уровнях, широко используют данные, полученные в результате анкетирования в рамках HBSC исследования, для научных разработок в области физической культуры, здравоохранения и образования, отслеживания тенденций, формирования политики по профилактике  и контролю за здоровьем подрастающего поколения, понимания социальных детерминант благополучия и выработки эффективных мер по улучшению состояния жизни и здоровья подростков.

История исследования HBSC в России

Пилотное исследование по программе HBSC в России было проведено в 1990 году на базе Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры, который впоследствии стал официальным представителем этой программы в России и при участии специалистов из Кубанской и Уральской государственных академий физической культуры провел полноценное исследование в рамках программы в 1997-1998 гг. В дальнейшем СПбНИИФК принимал участие в каждом четырехгодичном цикле исследований международной программы HBSC, то есть в 2001-2002 гг., 2005-2006, 2009-2010 и 2013-2014 годах.

Исследование проводится по всем правилам, утвержденным международным координационным комитетом проекта HBSC. Ключевыми положениями технологии проведения исследования в отдельно взятой стране являются: 1) участие порядка 1500 детей в каждой возрастной группе; 2) репрезентативность случайной выборки определяется по школам или по классам внутри страны или региона (с населением не меньше 1 миллиона жителей); 3) данные собираются анонимно посредством заполнения анкеты на уроке в соответствии с требованиями анкетирования; 4) для анкетирования используется стандартизированная анкета, вопросы которой согласованы странами-участницами проекта; 5) данные исследования подвергаются проверке и форматированию для включения в международный банк данных.

Важно подчеркнуть, что анкетирование школьников является добровольным и анонимным. Перед анкетированием родители 11- и 13-летних школьников подписывают информированное согласие на участие своих детей в исследовании. 15-летние школьники (наряду со своими родителями) дают самостоятельное согласие на участие в анкетировании также путем подписания информированного согласия, в котором указываются все правила проведения анкетирования. В частности, в правилах указано, что дети могут не отвечать на те вопросы, на которые им отвечать не хочется.

Исследовательская группа проекта HBSC в России располагает официальным уведомлением об одобрении проекта, полученном в Этическом комитете Санкт-Петербургского государственного университета, с которым были согласованы и одобрены как вопросы анкеты, так и протокол исследования, а также информированные согласия для всех возрастных групп детей, принимающих участие в анкетировании.

Руководителем программы «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» в Российской Федерации является к.ф.н., научный сотрудник ФГБУ СПбНИИФК Анна Игоревна Маточкина.

Результаты исследований публикуются в международных отчетах проекта HBSC и в национальных отчетах стран-участниц, которые можно найти на официальном сайте проекта.

Сотрудники Сектора физической реабилитации и оздоровительных технологий ФГБУ СПбНИИФК разработали ряд технологий и создали специальное компюьтерное программное обеспечение для сопровождения исследований по проекту HBSC  в Российской Федерации. Создан специальный сайт проекта для проведения онлайн анкетирования и информирования участников проекта.


Русскоязычная версия отчета по проекту HBSC (исследование 2009-2010 гг.)

По результатам проведенных исследований формируются отчеты по теме НИР, аналитические отчеты, методические рекомендации


Международная версия отчета по проекту HBSC (исследование 2013-2014 гг.)


Русскоязычная версия отчета по проекту HBSC (исследование 2013-2014 гг.)


Компьютерная программа для ввода данных анкетирования


Блок-схема технологии развертывания онлайн анкетирования на сайте проекта


Скриншот сайта проекта

Русский

Фрагменты истории ФГБУ СПбНИИФК

В соответствии с Постановлением Президиума ЦИК СССР от 27 июля 1932 года на базе Государственного института физического образования (ГИФО) им. П.Ф. Лесгафта в январе 1933 года был создан Научный институт им. П.Ф. Лесгафта, впоследствии - Ленинградский научно-исследовательский институт физической культуры (ЛНИИФК).

Первоначально Институт располагался на проспекте Динамо дом 2 (с 1933 по 2008 г.)

Подробнее