Противодействие идеологии терроризма

Отчет о реализации основных мероприятий по противодействию идеологии терроризма в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры» в 2022 году

В целях исполнения мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы (утвержден Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. № Пр-2665) и на основании распоряжения Минспорта от 04.04.2019 № ИС 04-00/2750 в ФГБУ СПбНИИФК осуществлялась координация и обеспечение реализации его мероприятий.

Проведена разработка плана основных мероприятий по противодействию идеологии терроризма в ФГБУ СПбНИИФК на 2022 год. Разработка проведена на основе Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, направленного на реализацию положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, а также других нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Целью реализации основных мероприятий разработанного плана явилась защита сотрудников ФГБУ СПбНИИФК от пропагандистского (идеологического) воздействия международных террористических организаций, сообществ и отдельных лиц. Приоритетными задачами, на решение которых были направлены мероприятия плана, явились:
- развитие организационных и иных мер, направленных на повышение результативности деятельности ФГБУ СПбНИИФК противодействия терроризму;
- реализация мер по формированию у сотрудников ФГБУ СПбНИИФК антитеррористического сознания;
- профилактическая работа с сотрудниками ФГБУ СПбНИИФК;
- совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защиты информационного пространства ФГБУ СПбНИИФК от идеологии терроризма.

Для достижения поставленной цели и решения задач в ФГБУ СПбНИИФК в 2022 году был реализован следующий комплекс мероприятий:

1. В ФГБУ СПбНИИФК было проведено 4 воспитательных и культурно-просветительских мероприятия, направленных на развитие у сотрудников ФГБУ СПбНИИФК неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Для реализации данных культурно-просветительских мероприятий были привлечены представители следующих религиозных и образовательных организаций:
- Санкт-Петербургский государственный университет (сотрудники факультета философии);
- Православная местная религиозная организация «Приход храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала) г. Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)).
Представителями данных организаций, принимавших участие в культурно-просветительских мероприятиях в ФГБУ СПбНИИФК явились:
- Рожманов А.В. – дьякон храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала);
- Маточкина А.И. – кандидат философских наук, кафедры философии и культурологии востока института философии Санкт-Петербургского государственного университета.
Основной целевой аудиторией, в которой реализованы проведенные культурно-просветительские мероприятия, явились научные сотрудники и аспиранты ФГБУ СПбНИИФК. Проведенные культурно-просветительские мероприятия включали доклады по следующему тематическому плану:
- тема  1  «Актуальные вопросы реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма в образовательных организациях высшего образования»;
- тема  2  «Современный радикальный исламизм и отношение к терроризму в исламе. Философия ислама.»;
- тема  3  «Формирование антитеррористического сознания у обучающихся образовательных организаций общего и профессионального образования, как средство предупреждения актов «школьного терроризма»;
- тема  4  «Религиозные основы противодействия современной идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде».

2. Применяется методика своевременного выявления среди сотрудников и обучающихся лиц в ФГБУ СПбНИИФК, подверженных воздействию идеологии терроризма или подпавших под ее влияние, а также оказания указанным лицам соответствующей психологической помощи. Применение данной методики включало следующие основные этапы работы должностного лица, на которое были возложены обязанности по координации и обеспечению реализации Комплексного плана: 1) разработка и анализ социально-психологического портрета коллектива ФГБУ СПбНИИФК с целью установления лиц среди сотрудников и аспирантов института, их родственников, подверженных воздействию идеологии терроризма или тех, которые могут подпасть под ее влияние; 2) во взаимодействии с начальником отдела кадров контроль за направлениями и целями служебных командировок сотрудников института, уточнением причин внеочередных и вынужденных отпусков (отпуск без сохранения заработной платы); 3) анализ информации, характеризующей иерархию духовно-нравственных ценностей (ценностные ориентации) сотрудников и аспирантов ФГБУ СПбНИИФК их контакты и уровень информационной защищенности в социальных сетях (сеть Интернет, мобильные приложения), средствами наблюдения за рабочими местами, оборудованием, внешним видом и особенностями поведения, а также путем бесед; 4) проведение профилактических мероприятий, при выявлении информации о предстоящем выезде сотрудников или аспирантов ФГБУ СПбНИИФК в страны Центрально-Азиатского региона, а также реализация соответствующих мероприятий с прибывшими из данного региона лицами; 5) в случае выявления лиц подверженных воздействию идеологии терроризма или подпавших под ее влияние оказание указанным лицам соответствующей психологической помощи, с привлечением сотрудников лаборатории психологии и психофизиологии спорта ФГБУ СПбНИИФК.
В ходе применения указанной методики не выявлено лиц среди сотрудников и обучающихся в ФГБУ СПбНИИФК, подверженных воздействию идеологии терроризма или подпавших под ее влияние, что может свидетельствовать как о результативности проведенных мероприятий, так и, с точки зрения оценки эффективности методики, о необходимости совершенствования ее средств. Возможность дальнейшего совершенствования методики будет проработана на следующем этапе реализации Комплексного плана.

3. На сайте ФГБУ СПбНИИФК поддерживалась работа раздела, посвященного вопросу противодействия идеологии терроризма http://www.spbniifk.ru/ru/information/antiterror. В рамках решения задач плана проводилась актуализации информационных материалов по противодействию идеологии терроризма на сайте ФГБУ СПбНИИФК на основе материалов, размещенных НАК в сети Интернет (официальных ресурсах) для использования в профилактических мероприятиях.

4. Сотрудники ФГБУ СПбНИИФК приняли участие в проводимом 2 июня 2022 г. Департаментом образования, науки и международных отношений Министерства спорта Российской Федерации совещании представителей Национального антитеррористического комитета с руководителями образовательных и научных организаций, подведомственных Минспорту России, по вопросу организации профилактической работы по противодействию идеологии терроризма со студенческой молодежью. Совещание прошло в режиме видеоконференцсвязи.

Таким образом, в ФГБУ СПбНИИФК в 2022 году поставленная цель достигнута, задачи решены, запланированный комплекс мероприятий был выполнен в полном объеме. Оценка эффективности реализации основных мероприятий и результативности использованных средств показывает, что на следующем этапе необходимо проработать возможность дальнейшего совершенствования методики своевременного выявления среди сотрудников и обучающихся лиц в ФГБУ СПбНИИФК, подверженных воздействию идеологии терроризма или подпавших под ее влияние, а также оказания указанным лицам соответствующей психологической помощи. Также, несмотря на успешное проведение культурно-просветительских мероприятий и высокую оценку его качества со стороны научных сотрудников и аспирантов ФГБУ СПбНИИФК, необходимо дополнить перечень участников данных мероприятий, представителями соответствующих подразделений МВД и специальных служб, общественных организаций.

Совещание представителей Национального антитеррористического комитета с руководителями образовательных и научных организаций, подведомственных Минспорту России

Сотрудники ФГБУ СПбНИИФК приняли участие в проведенном 2 июня 2022 г. Департаментом образования, науки и международных отношений Министерства спорта Российской Федерации совещании представителей Национального антитеррористического комитета с руководителями образовательных и научных организаций, подведомственных Минспорту России, по вопросу организации профилактической работы по противодействию идеологии терроризма со студенческой молодежью. Совещание прошло в режиме видеоконференцсвязи.

Отчет о реализации основных мероприятий по противодействию идеологии терроризма в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры» в 2021 году

В целях исполнения мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы (утвержден Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. № Пр-2665) и на основании распоряжения Минспорта от 04.04.2019 № ИС 04-00/2750 в ФГБУ СПбНИИФК осуществлялась координация и обеспечение реализации его мероприятий.

Проведена разработка плана основных мероприятий по противодействию идеологии терроризма в ФГБУ СПбНИИФК на 2021 год. Разработка проведена на основе Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, направленного на реализацию положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, а также других нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Целью реализации основных мероприятий разработанного плана явилась защита сотрудников ФГБУ СПбНИИФК от пропагандистского (идеологического) воздействия международных террористических организаций, сообществ и отдельных лиц.

Приоритетными задачами, на решение которых были направлены мероприятия плана, явились:
- профилактическая работа с сотрудниками ФГБУ СПбНИИФК;
- реализация мер по формированию у сотрудников ФГБУ СПбНИИФК антитеррористического сознания;
- совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защиты информационного пространства ФГБУ СПбНИИФК от идеологии терроризма;
- развитие организационных и иных мер, направленных на повышение результативности деятельности ФГБУ СПбНИИФК противодействия терроризму.

Для достижения поставленной цели и решения задач в ФГБУ СПбНИИФК в 2021 году был реализован следующий комплекс мероприятий:

1. В ФГБУ СПбНИИФК было проведено 3 воспитательных и культурно-просветительских мероприятия, направленных на развитие у сотрудников ФГБУ СПбНИИФК неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Для реализации данных культурно-просветительских мероприятий были привлечены представители следующих религиозных и образовательных организаций:
- Санкт-Петербургский государственный университет (сотрудники факультета философии);
- Православная местная религиозная организация «Приход храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала) г. Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)).

Представителями данных организаций, принимавших участие в культурно-просветительских мероприятиях в ФГБУ СПбНИИФК явились:
- Рожманов А.В. – дьякон храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала);
- Маточкина А.И. – кандидат философских наук, кафедры философии и культурологии востока института философии Санкт-Петербургского государственного университета.

Основной целевой аудиторией, в которой реализованы проведенные культурно-просветительские мероприятия, явились научные сотрудники и аспиранты ФГБУ СПбНИИФК.

Проведенные культурно-просветительские мероприятия включали доклады по следующему тематическому плану:
- тема  1  «Трансформация радикального исламизма с использованием информационных технологий. Философия ислама»;
- тема  2  «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде»;
- тема  3  «Практика общественного и семейного противодействия современной идеологии терроризма».

2. Применяется методика своевременного выявления среди сотрудников и обучающихся лиц в ФГБУ СПбНИИФК, подверженных воздействию идеологии терроризма или подпавших под ее влияние, а также оказания указанным лицам соответствующей психологической помощи.

Применение данной методики включало следующие основные этапы работы должностного лица, на которое были возложены обязанности по координации и обеспечению реализации Комплексного плана:

1) разработка и анализ социально-психологического портрета коллектива ФГБУ СПбНИИФК с целью установления лиц среди сотрудников и аспирантов института, их родственников, подверженных воздействию идеологии терроризма или тех, которые могут подпасть под ее влияние;

2) во взаимодействии с начальником отдела кадров контроль за направлениями и целями служебных командировок сотрудников института, уточнением причин внеочередных и вынужденных отпусков (отпуск без сохранения заработной платы);

3) анализ информации, характеризующей иерархию духовно-нравственных ценностей (ценностные ориентации) сотрудников и аспирантов ФГБУ СПбНИИФК их контакты и уровень информационной защищенности в социальных сетях (сеть Интернет, мобильные приложения), средствами наблюдения за рабочими местами, оборудованием, внешним видом и особенностями поведения, а также путем бесед;

4) проведение профилактических мероприятий, при выявлении информации о предстоящем выезде сотрудников или аспирантов ФГБУ СПбНИИФК в страны Центрально-Азиатского региона, а также реализация соответствующих мероприятий с прибывшими из данного региона лицами;

5) в случае выявления лиц подверженных воздействию идеологии терроризма или подпавших под ее влияние оказание указанным лицам соответствующей психологической помощи, с привлечением сотрудников лаборатории психологии и психофизиологии спорта ФГБУ СПбНИИФК.
В ходе применения указанной методики не выявлено лиц среди сотрудников и обучающихся в ФГБУ СПбНИИФК, подверженных воздействию идеологии терроризма или подпавших под ее влияние, что может свидетельствовать как о результативности проведенных мероприятий.

3. На сайте ФГБУ СПбНИИФК поддерживалась работа раздела, посвященного вопросу противодействия идеологии терроризма https://spbniifk.ru/ru/information/antiterror. В рамках решения задач плана на сайте ФГБУ СПбНИИФК постоянно проводилась актуализация информационных материалов по противодействию идеологии терроризма на основе материалов, размещенных НАК в сети Интернет (официальных ресурсах) для использования в профилактических мероприятиях.

Таким образом, проведенный мониторинг и анализ эффективности действующей системы антитеррористической защищенности ФГБУ СПбНИИФК в 2021 году показал, что поставленные на текущий период задачи решены, запланированный комплекс мероприятий выполняется в полном объеме. Оценка эффективности реализации основных мероприятий и результативности использованных средств показывает, что на следующем этапе необходимо проработать возможность дальнейшего совершенствования методики своевременного выявления среди сотрудников и обучающихся лиц в ФГБУ СПбНИИФК, подверженных воздействию идеологии терроризма или подпавших под ее влияние, а также оказания указанным лицам соответствующей психологической помощи.

По результатам совещания по вопросу антитеррористической защищенности организаций от 30 сентября 2021 г. Министерства спорта Российской Федерации с участием представителей Национального антитеррористического комитета, принято решение актуализировать план мероприятий следующими задачами: привлечение к проведению культурно-просветительских мероприятий представителей соответствующих подразделений МВД и специальных служб, усиление пропускного и внутриобъектового режима.

Всероссийский форум «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде»

8-9 декабря 2021 года сотрудники ФГБУ СПбНИИФК приняли участие в Всероссийском форуме «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде» в онлайн формате.

В рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы c 8 по 9 декабря 2021 года прошел ежегодный Всероссийский форум «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде» в дистанционном формате.

Организаторами Форума явились аппарат Национального антитеррористического комитета, Департамент образования и науки города Москвы, Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, оператор – ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы».

Для участия в работе Форума были приглашены представители Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, научных, образовательных и общественных организаций.

В ходе реализации программы Форума прошло обсуждение актуальных вопросов взаимодействия представителей антитеррористических комиссий и систем образования субъектов Российской Федерации при организации мероприятий по противодействию идеологии терроризма.

Участники мероприятия обменялись опытом работы, представили лучшие практики в области противодействия распространению радикальных взглядов среди молодежи и защиты образовательной сферы и молодежной среды от идеологии терроризма.

Мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма за 2019

В целях исполнения мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма за 2019 год в ФГБУ СПбНИИФК было проведено 6 воспитательных и культурно-просветительских мероприятия, направленных на развитие у сотрудников ФГБУ СПбНИИФК неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Для реализации данных культурно-просветительских мероприятий были привлечены представители следующих религиозных и образовательных организаций:

- Санкт-Петербургский государственный университет (сотрудники факультета философии и психологии);
- Православная местная религиозная организация «Приход храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала) г. Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)).

Представителями данных организаций, принимавших участие в культурно-просветительских мероприятиях в ФГБУ СПбНИИФК явились:

- Рожманов А.В. – дьякон храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала);
- Волков Д.Н. – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета;
- Маточкина А.И. – кандидат философских наук, кафедры философии и культурологии востока института философии Санкт-Петербургского государственного университета.

Основной целевой аудиторией, в которой реализованы проведенные культурно-просветительские мероприятия, явились научные сотрудники и аспиранты ФГБУ СПбНИИФК. Проведенные культурно-просветительские мероприятия включали доклады по следующему тематическому плану:

- тема  1  «Социально-психологические технологии профилактики терроризма»;
- тема  2  «Причины и условия, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Технологии противодействия вовлечения в террористическую деятельность»;
- тема  3  «Философия ислама. Отношение к терроризму в исламе»;
- тема  4  «Этнография арабских стран и география современного радикального исламизма»;
- тема  5  «Сравнение эмоции страха и страха божьего в христианстве: аспекты противодействия идеологии терроризма»;
- тема  6  «Религиозно-экстремистская основа современной идеологии терроризма».

Информация Национального Антитеррористического Комитета

Сотрудники федеральной службы безопасности ликвидировали канал финансирования террористов в Архангельской области

В Орле состоялось межведомственное совещание по вопросам информирования о мерах по противодействию терроризму

В Москве прошло заседание Федерального оперативного штаба

Антитеррористическое учение в Ненецком автономном округе

10 марта – День образования Национального антитеррористического комитета

Житель Кемеровской области - Кузбасса осужден за призывы к террористической деятельности

Губернатор Томской области Владимир Мазур поставил задачу усилить антитеррористическую защищенность объектов региона

Документальный фильм «Терроризм. За кадром». Часть 5.

Вербовщик террористов приговорен к 18 годам лишения свободы

Документальный фильм «Терроризм. За кадром». Часть 4.

Предотвращено организованное украинскими спецслужбами покушение на председателя совета директоров группы компаний «Царьград»

Террорист приговорен к 19 годам лишения свободы

В Ивановской области проведено командно-штабное учение «Гроза-2023»

В Свердловской области предотвращен террористический акт

Анонс мартовского номера журнала «СПАСАЙКИН» 2023 года

Владимир Путин принял участие в расширенном заседании коллегии Федеральной службы безопасности

Интервью с осужденным за совершение преступления террористической направленности

Орловских школьников познакомили с историей органов безопасности

ФСБ России задержаны пять пособников международной террористической организации

Орловцу за призывы к осуществлению террористической деятельности назначен штраф

 

Оперативным штабом в г. Москве проведено антитеррористическое учение на «Волейбольной арене «Динамо»
 

В Красноярске завершилась Всероссийская научно-практическая конференция «Противодействие идеологии терроризма: актуальные направления совершенствования профилактической деятельности»
 

Полицейские федеральной территории Сириус провели беседу по профилактике экстремизма и терроризма с будущими специалистами в сфере IT-технологий
 

В Красноярске открылся форум «Современные системы безопасности – Антитеррор»
 

В Оренбурге сотрудник полиции и член Общественного совета провели мероприятие по профилактике экстремизма и терроризма в медицинском колледже
 

Межведомственное совещание по вопросам информирования населения о мерах по противодействию терроризму состоялось в Архангельске
 

В Москве прошло заседание Федерального оперативного штаба
 

ФСБ России предотвращен теракт в городе Сочи
 

В Челябинске показали рассекреченные документы архива ФСБ о преступлениях украинских националистов в годы Второй мировой войны
 

Антитеррористический видеоролик с участием бывшего члена НВФ
 

Общегородской круглый стол «Культура против терроризма» прошел в Москве
 

Предотвращен теракт, организованный СБУ
 

По нелегальному оружейному бизнесу нанесен мощный удар
 

ФСБ России на территории Республики Крым предотвращен теракт
 

В Воронеже проведена видеоконференция «Терроризм. Школа выживания»
 

В Воронеже проведен круглый стол «Скулшутинг - как террористическая угроза национальной безопасности России»
 

В Крыму задержан радикал, публично призывавший к осуществлению террористической деятельности
 

В Подмосковье задержан сторонник запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор»
 

Совместное заседание антитеррористической комиссии и оперативного штаба проведено в Санкт-Петербурге
 

В 23 регионах России задержаны 60 сторонников украинской неонацистской молодежной группировки «М.К.У.»
 

В Томской области проведен форум безопасности в образовательной среде
 

ФСБ России задержан администратор интернет-сообщества запрещенного в России движения "Колумбайн"
 

Спортивно-патриотические мероприятия проведены в Ульяновской области
 

На круглом столе в Омске говорили о противодействии терроризму и экстремизму

Сотрудники полиции и общественники приняли участие в работе круглого стола в рамках мероприятия «Нет ненависти и вражде»

В Москве состоялся Всероссийский форум «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде»

В Ингушетии сотрудники полиции приняли участие в профилактическом мероприятии антитеррористической направленности

Состоялся круглый стол на тему «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде»

Участники молодежного фестиваля «Молгород» в Воронеже обсудили проекты в сфере укрепления межнациональных отношений

В Ивановской области проведён круглый стол о проблеме использования религиозного фактора в распространении идеологии терроризма

В Крымском филиале состоялся круглый стол «Инновационное развитие системы предупреждения экстремизма и терроризма»

В Москве аппаратом НАК и Пограничной академией ФСБ России проведена межведомственная конференция по актуальным вопросам подготовки кадров в сфере противодействия терроризму

На IV форуме средств массовой информации «Южная медиасфера» прошел круглый стол на тему «Как корректно писать о терроризме»

 

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы
(утвержден Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. № Пр-2665)

Общие положения

Реализация Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы позволила сформировать законодательные и организационные механизмы противодействия идеологии терроризма. Организовано кадровое, методическое и научное обеспечение данной деятельности, к ее осуществлению привлечены органы местного самоуправления.
В результате осуществления комплекса адресных профилактических мероприятий сокращено количество российских граждан, выезжающих за рубеж для участия в деятельности международных террористических организаций (далее – МТО).

Проведение в образовательных организациях культурно-просветительских и воспитательных мероприятий, в повестку которых включается антитеррористическая тематика, позволяет добиваться осознания подрастающим поколением преступной сущности терроризма. Заметно вырос объем и повысилась действенность подготовленных информационно-пропагандистских материалов антитеррористической направленности.

Разработка механизмов защиты информационного пространства позволила существенно ограничить возможности для проникновения в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее – сеть «Интернет») материалов, содержащих идеи, пропагандирующие и оправдывающие террористическую деятельность.

Проведенная субъектами противодействия терроризму работа способствовала снижению уровня радикализации различных групп населения, прежде всего молодежи, а также повышению эффективности функционирования системы оказания на них профилактического воздействия. Число преступлений, характеризующих террористическую активность в субъектах Российской Федерации, в том числе за счет указанной работы, уменьшилось с 2013 года более чем в восемь раз. Увеличилось количество лиц, склоненных к отказу от террористической деятельности. Разобщены организованные источники распространения идеологии терроризма внутри страны.

В то же время активная пропагандистская и вербовочная деятельность МТО, базирующаяся на искажении традиционных религиозных постулатов, принимает новые организационные формы, для ее ведения используются современные средства коммуникации. Объектами вербовочных устремлений МТО зачастую становятся иностранные граждане, прибывшие по каналам трудовой миграции. Расширяется география террористических проявлений, которые фиксируются во всех федеральных округах.

Анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию идеологии терроризма свидетельствует о наличии неиспользованных резервов в ее организации.

Научное и методическое обеспечение деятельности по противодействию идеологии терроризма не в полной мере отвечает реальным потребностям практики и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Настоящий Комплексный план (далее – Комплексный план) разработан в развитие Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы, направлен на реализацию положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, а также других нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.

С учетом прогноза развития обстановки целью реализации мероприятий Комплексного плана является защита населения от пропагандистского (идеологического) воздействия МТО, сообществ и отдельных лиц. Приоритетными задачами, на решение которых направлены мероприятия Комплексного плана, являются:

- повышение эффективности профилактической работы с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние;

- реализация мер по формированию у населения Российской Федерации антитеррористического сознания;

- совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма;

- развитие организационных и иных мер, направленных на повышение результативности деятельности субъектов противодействия терроризму.

Для достижения указанной цели и решения обозначенных задач необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий.


1. Профилактическая работа с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние

В целях предупреждения вовлечения в террористическую деятельность лиц, подверженных воздействию идеологии терроризма, а также подпавших под ее влияние, обеспечить повышение эффективности:

1.1. Реализации социально-экономических мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в отношении лиц, отбывших наказание за совершение преступлений террористического характера, направленных на их ресоциализацию.

Исполнители:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере труда и социальной защиты, во взаимодействии с территориальными органами МВД России;
Срок: ежегодно.

1.2. Проведения с лицами, отбывающими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению преступной сущности и общественной опасности терроризма с привлечением представителей религиозных и общественных организаций, психологов.

Исполнители:
на федеральном уровне – ФСИН России;
на региональном уровне – территориальные органы ФСИН России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере государственной национальной политики;
Срок: ежегодно.

1.3. Осуществления с лицами, отбывающими наказание за совершение преступлений террористического характера, в том числе не связанное с лишением свободы, профилактических мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в форме индивидуальных профилактических бесед с привлечением представителей религиозных и общественных организаций, психологов, в ходе которых разъяснять указанным лицам их моральную и правовую ответственность перед обществом, государством, социальные и правовые последствия террористической деятельности.

Исполнители:
на федеральном уровне – ФСИН России;
на региональном уровне – территориальные органы ФСИН России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере государственной национальной политики;
Срок: ежегодно.

1.4. Проведения с членами семей(1) лиц, причастных к террористической деятельности (действующих, осужденных, нейтрализованных), в том числе возвратившихся из стран с повышенной террористической активностью(2), бесед по разъяснению норм законодательства Российской Федерации, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, а также оказания указанным лицам социальной, психологической и правовой помощи при участии представителей религиозных и общественных организаций, психологов.

Исполнители:
территориальные органы МВД России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере труда и социальной защиты, органами местного самоуправления;
Срок: ежегодно.

1.5. Организации работы по доведению лицам, прибывающим из стран с повышенной террористической активностью для временного проживания и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, норм законодательства Российской Федерации, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России, с привлечением работодателей, представителей религиозных и общественных организаций.

Исполнители:
на федеральном уровне – МВД России во взаимодействии с ФАДН России;
на региональном уровне – территориальные органы МВД России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере государственной национальной политики;
Срок: ежегодно.

1.6. Проведения с лицами, прибывающими в Российскую Федерацию из стран с повышенной террористической активностью для обучения, на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования мероприятий (в том числе при участии представителей религиозных и общественных организаций, психологов) в форме индивидуальных или групповых бесед по доведению норм законодательства, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России.

Исполнители:
на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России, иные органы государственной власти (государственные органы), имеющие в ведении образовательные организации высшего и (или) среднего профессионального образования (в отношении подведомственных образовательных организаций);
на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, культуры, молодежной и государственной национальной политики, спорта, совместно с органами местного самоуправления;
Срок: ежегодно.

1.7. Организации работы по изучению лицами, получившими религиозное образование за рубежом и имеющими намерения заниматься религиозной деятельностью на территории Российской Федерации, норм законодательства Российской Федерации, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей(3) и современной религиозной ситуации в регионе пребывания.

Исполнители:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере государственной национальной политики, во взаимодействии с органами местного самоуправления;
Срок: ежегодно.

1.8. Проведения с молодежью(4), в том числе с лицами, состоящими на профилактическом учете и (или) находящимися под административным надзором в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с причастностью к совершению правонарушений в сфере общественной безопасности, профилактических мероприятий в форме индивидуальных (групповых) бесед по формированию стойкого неприятия идеологии терроризма и привитию традиционных российских духовно-нравственных ценностей с привлечением к указанной работе представителей религиозных, общественных и спортивных организаций, психологов.

Исполнители:
территориальные органы МВД России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сферах образования, молодежной политики, спорта, социальной защиты;
Срок: ежегодно.

2. Меры по формированию у населения Российской Федерации антитеррористического сознания

2.1. В целях развития у населения, прежде всего молодежи, активной гражданской позиции, направленной на неприятие идеологии терроризма, проводить общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября). При реализации указанных мероприятий обеспечить максимальный охват участников из различных категорий населения с привлечением видных федеральных и региональных политических деятелей, авторитетных представителей общественных и религиозных организаций, науки, культуры и спорта.

Исполнители:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, молодежной и государственной национальной политики, культуры, спорта, печати и массовых коммуникаций, совместно с органами местного самоуправления;
Срок: ежегодно (сентябрь).

2.2. В целях снижения уязвимости молодежи от воздействия идеологии терроризма:

2.2.1. Проводить на базе образовательных организаций (в том числе с участием представителей религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и искусства) воспитательные и культурно-просветительские мероприятия, направленные на развитие у детей и молодежи неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Исполнители:
на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России, иные органы государственной власти (государственные органы), имеющие в ведении образовательные организации (в отношении подведомственных образовательных организаций);
на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, культуры, молодежной и государственной национальной политики, совместно с органами местного самоуправления;
Срок: ежегодно.

2.2.2. В рамках всероссийских и региональных молодежных форумов организовывать с привлечением лидеров общественного мнения(5) проведение тематических мероприятий по вопросам предупреждения распространения идеологии терроризма среди молодежи.

Исполнители:
на федеральном уровне – Росмолодежь;
на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере молодежной политики;
Срок: ежегодно.

2.2.3. Разработать и внедрить в практическую деятельность общественных организаций и движений, представляющих интересы молодежи, в том числе военно-патриотических молодежных и детских объединений, информационные и методические материалы по развитию у детей и молодежи неприятия идеологии терроризма и по привитию традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Обеспечить поддержку их деятельности в субъектах Российской Федерации.

Исполнители:
на федеральном уровне – Росмолодежь во взаимодействии с Минпросвещения России, ФАДН России, ФСБ России, МВД России, Росгвардией, Минобороны России;
на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах молодежной политики, образования, во взаимодействии с территориальными органами ФСБ России, МВД России, Росгвардии, органами военного управления Минобороны России;
Срок: 2019 год – разработка, далее – реализация.

2.2.4. Организовать разработку и включение в основные общеобразовательные программы образовательных организаций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» разделов, посвященных вопросам формирования у учащихся основ информационной безопасности, в том числе вопросам защиты детей от пропаганды идеологии терроризма при использовании сети «Интернет».

Исполнитель:
Минпросвещения России во взаимодействии с ФСБ России, МВД России, Роскомнадзором;
Срок: 2019 год.

2.3. В целях предотвращения использования религиозного фактора в распространении идеологии терроризма:

2.3.1. Разработать методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике распространения радикальной идеологии среди верующих.

Исполнитель:
ФАДН России во взаимодействии с ФСБ России;
Срок: 2019 год.

2.3.2. Проводить регулярные встречи с руководителями (представителями) религиозных организаций (групп) по вопросам совершенствования форм и методов профилактической работы среди верующих.

Исполнители:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах государственной национальной политики и культуры;
Срок: не реже одного раза в полугодие.

2.4. В целях привлечения институтов гражданского общества к участию в работе по созданию информационных материалов в области противодействия идеологии терроризма осуществлять поддержку творческих проектов антитеррористической направленности, в том числе в рамках реализуемых грантовых программ.

Исполнители:
на федеральном уровне – Минкультуры России во взаимодействии с Росмолодежью;
на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах культуры и молодежной политики;
Срок: ежегодно.

3. Совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма

3.1. В целях совершенствования информационно-пропагандистских мер, направленных на противодействие идеологии терроризма:

3.1.1. Организовывать с привлечением лидеров общественного мнения, популярных блогеров создание и распространение в СМИ и сети «Интернет» информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) в области противодействия идеологии терроризма, в том числе основанных на обращениях (призывах) лиц, отказавшихся от террористической деятельности, а также их родственников.

Исполнители:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах культуры, печати и массовых коммуникаций, во взаимодействии с территориальными органами МВД России, ФСБ России, ФСИН России, органами местного самоуправления;
Срок: ежегодно.

3.1.2. Обеспечить использование средств наружной рекламы и оборудования Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН), установленных в местах массового пребывания людей, для доведения до населения информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) в области профилактики терроризма.

Исполнители:
на федеральном уровне – МЧС России;
на региональном уровне – территориальные органы МЧС России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сферах печати и массовых коммуникаций, культуры, государственной национальной политики;
Срок: ежегодно.

3.1.3. Обеспечить направление в Национальный антитеррористический комитет информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) по вопросам профилактики терроризма для размещения на официальном портале Национального антитеррористического комитета и для последующего использования в практической деятельности.

Исполнители:
на федеральном уровне – Минпросвещения России, Минкультуры России, Минобрнауки России, МВД России, ФСБ России, Роспечать, ФАДН России, Россотрудничество, Росмолодежь, Минобороны России, ФСИН России, МИД России, МЧС России, Роскомнадзор, Минздрав России, Росгвардия (в установленной сфере деятельности);
на региональном уровне – высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
Срок: ежегодно.

3.1.4. Обеспечить создание и функционирование на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разделов (подразделов), посвященных вопросам противодействия терроризму и его идеологии, а также доступ к данным разделам с главных страниц указанных сайтов.

Исполнители:
на федеральном уровне – МВД России, МИД России, Минкультуры России, Минобороны России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, МЧС России, Росмолодежь, Роспечать, Россотрудничество, ФАДН России;
на региональном уровне – высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
Срок: 2019 год.

3.1.5. Предусмотреть в рамках проведения ежегодного конкурса по созданию игровых и неигровых национальных фильмов включение тем антитеррористической направленности, в том числе популяризующих героев, внесших вклад в борьбу с терроризмом, и увековечивающих память о них.

Исполнители:
Минкультуры России во взаимодействии с ФСБ России, МВД России, Минобороны России, Росгвардией;
Срок: ежегодно.

3.1.6. Проводить пресс-конференции (брифинги) по вопросам деятельности органов государственной власти в сфере противодействия терроризму для российских и зарубежных СМИ.

Исполнители:
МИД России, ФСБ России;
Срок: ежегодно.

3.2. В целях защиты информационного пространства Российской Федерации от распространения идеологии терроризма:

3.2.1. Проводить, в том числе с использованием автоматизированной системы детектирования запрещенной информации, мониторинг сети «Интернет» на предмет выявления интернет-ресурсов, содержащих террористические(6) материалы.

Исполнители: Роскомнадзор;
Срок: ежегодно.

3.2.2. Осуществлять мероприятия по блокированию (пресечению) распространения в сети «Интернет» террористических материалов, а также обеспечивать ограничение доступа к интернет-ресурсам, содержащим указанные материалы, в том числе в досудебном порядке.

Исполнители:
Роскомнадзор во взаимодействии с МВД России, ФСБ России;
Срок: ежегодно.

3.3. Осуществлять мероприятия по реагированию на проводимые иностранными государственными, политическими и общественными организациями, пропагандистскими центрами МТО акции антироссийского характера за рубежом, направленные на поддержку МТО, действующих против Российской Федерации и ее граждан, и на дискредитацию усилий Российской Федерации в области противодействия терроризму.

Исполнители:
МИД России, Россотрудничество, ФСБ России, СВР России;
Срок: ежегодно.

3.4. В целях повышения эффективности деятельности, связанной с анализом информационных материалов на предмет наличия в них сведений экстремистского (террористического) характера, изучить сложившуюся практику и выработать меры по сокращению сроков проведения экспертиз и проверок по федеральному списку экстремистских материалов.

Исполнитель:
Минюст России во взаимодействии с ФСБ России и МВД России;
Срок: 2020 год.

4. Организационные и иные меры, направленные на повышение результативности деятельности субъектов противодействия терроризму

4.1. В целях совершенствования подготовки государственных и муниципальных служащих, а также иных работников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма:

4.1.1. Разработать (скорректировать) программы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, а также иных работников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма.

Исполнители:
Минтруд России, Минпросвещения России, Минкультуры России, МЧС России, МВД России, ФСИН России, ФСБ России, Минкомсвязь России (в установленной сфере деятельности);
Срок: 2019 год.

4.1.2. Обеспечить повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, а также иных работников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма.

Исполнители:
на федеральном уровне – Минтруд России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минкультуры России, МЧС России, МВД России, ФСИН России, ФСБ России, Минкомсвязь России, Росмолодежь (в установленной сфере деятельности);
на региональном уровне – высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (в части определения потребности в подготовке соответствующих специалистов);
Срок: ежегодно.

4.2. В целях реализации единой информационной политики в области противодействия идеологии терроризма обеспечить проведение межведомственных учебно-практических курсов для представителей СМИ, сотрудников пресс-служб заинтересованных органов государственной власти для приобретения практических навыков работы в кризисных ситуациях, в том числе в условиях террористической опасности.

Исполнители:
Роспечать во взаимодействии с Минобороны России, МВД России, МИД России, МЧС России, ФСБ России;
Срок: ежегодно.

4.3. В целях совершенствования научного и методического сопровождения деятельности в области противодействия идеологии терроризма:

4.3.1. Организовать с учетом утвержденного Национальным антитеррористическим комитетом перечня требующих научной проработки проблем в области противодействия идеологии терроризма проведение научных исследований.

Исполнитель:
ФСБ России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минюст России, ФСИН России, ФСО России, Росгвардия, Минобороны России, Минкомсвязь России, Росмолодежь (в установленной сфере деятельности);
Срок: 2019 год – разработка перечня, ежегодно – проведение исследований.

4.3.2. Для учета в практической деятельности по противодействию идеологии терроризма осуществлять подготовку и направление заинтересованным органам государственной власти обзоров международного опыта в указанной области.

Исполнитель: МИД России;
Срок: ежегодно.

4.3.3. Организовать на системной основе разработку методическими центрами, функционирующими на базе федеральных университетов, учебно-методических материалов по актуальным вопросам противодействия идеологии терроризма с учетом развития обстановки в указанной сфере.

Исполнители:
на федеральном уровне – Минобрнауки России (в установленной сфере деятельности);
на региональном уровне – высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (в части определения актуальных вопросов и направления запросов);
Срок: ежегодно.

4.3.4. Организовать разработку и направление в органы государственной власти (государственные органы), имеющие в ведении образовательные организации высшего и (или) среднего профессионального образования, информационно-методических материалов  по доведению до обучающихся норм законодательства Российской Федерации, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России, в целях внедрения в образовательный процесс данных образовательных организаций.

Исполнители:
на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России (в части разработки и направления информационно-методических материалов в установленной сфере деятельности);
на региональном уровне – органы государственной власти (государственные органы), имеющие в ведении образовательные организации высшего и (или) среднего профессионального образования (в части внедрения);
Срок: 2020 год.

4.3.5. Организовать разработку и направление в органы государственной власти (государственные органы), имеющие в ведении образовательные организации высшего и (или) среднего профессионального образования, методики своевременного выявления в образовательных организациях высшего и (или) среднего профессионального образования обучающихся, подверженных воздействию идеологии терроризма или подпавших под ее влияние, а также оказания указанным лицам соответствующей психологической помощи (далее – Методика) в целях ее внедрения в образовательный процесс данных образовательных организаций.

Исполнители:
на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России (в части разработки и направления Методики в установленной сфере деятельности);
на региональном уровне – органы государственной власти (государственные органы), имеющие в ведении образовательные организации высшего и (или) среднего профессионального образования (в части внедрения Методики);
Срок: 2020 год – разработка и направление, 2021 год – внедрение.

4.4. В целях оценки эффективности деятельности органов государственной власти в области противодействия идеологии терроризма:

4.4.1. Проводить социологические исследования о влиянии идеологии терроризма на общественно-политическую ситуацию в субъектах Российской Федерации и об эффективности деятельности органов государственной власти в области противодействия идеологии терроризма.

Исполнитель: ФСО России;
Срок: ежегодно.

4.4.2. Проводить экспертную оценку влияния межнациональных и межрелигиозных отношений в субъектах Российской Федерации на ситуацию в сфере противодействия идеологии терроризма.

Исполнитель: ФАДН России;
Срок: ежегодно.

4.5. В целях совершенствования деятельности и обмена опытом по противодействию идеологии терроризма обеспечить проведение:

4.5.1. Конференций, форумов, семинаров, «круглых столов» и других мероприятий с последующим опубликованием их результатов, в том числе в сети «Интернет».

Исполнители:
на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России, ФАДН России во взаимодействии с ФСБ России  (в установленной сфере деятельности);
на региональном уровне – высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
Срок: ежегодно.

4.5.2. Международной конференции по вопросам участия СМИ в противодействии терроризму.

Исполнители: Роспечать во взаимодействии с МИДом России, ФСБ России;
Срок: ежегодно.


5. Координация и контроль деятельности по исполнению Комплексного плана

5.1. Координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана осуществляется Национальным антитеррористическим комитетом.

5.2. Координацию работы и контроль за реализацией мероприятий Комплексного плана в субъектах Российской Федерации осуществляют высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

5.3. Руководители федеральных органов исполнительной власти и высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации несут персональную ответственность за исполнение мероприятий Комплексного плана.

5.4. Порядок организации и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана определяется Национальным антитеррористическим комитетом в установленном порядке.

6. Финансовое обеспечение деятельности по исполнению Комплексного плана

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Комплексного плана, осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых на основную деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за счет привлечения средств из внебюджетных источников.


Председатель Национального
антитеррористического комитета                                               А. Бортников
28 декабря 2018 г.


(1) В Комплексном плане под членами семей понимаются: разделяющие идеологию терроризма супруг, супруга (в т.ч. вдовец, вдова), родители, дети, усыновители, усыновленные, братья и сестры.

(2) Здесь и далее перечень стран с повышенной террористической активностью предоставляется аппаратом Национального антитеррористического комитета (далее – аппарат НАК) в рамках ежегодных рекомендаций по планированию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части исполнения мероприятий Комплексного плана.

(3) К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины (статья 78 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683).

(4) В Комплексном плане к числу молодежи отнесено население Российской Федерации (социальные группы) в возрасте от 14 до 23 лет.

(5) В настоящем Комплексном плане под лидерами общественного мнения понимаются лица, оказывающее влияние на мнение населения, прежде всего молодежи, интерпретируя (комментируя) содержание и смысл распространяемой ими информации о происходящих событиях.

(6) В Комплексном плане под террористическими понимаются материалы, содержащие публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающие терроризм, а также материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, доступ к которым подлежит ограничению на территории Российской Федерации.

Russian