Санкт-Петербургский Научно-Исследовательский Институт Физической Культуры

Федеральное государственное бюджетное учреждение
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Россия 191040 Санкт-Петербург, Лиговский пр. 56, литера "Е"
Тел./факс (812) 600-41-16 Эл. почта: info@spbniifk.ru
Министерство спорта, туризма и молодежной политики

СЕКТОР РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ИНВАЛИДОВ
Тел.: (812) 600-41-16 доб. 106 Эл. почта: afk@spbniifk.ru

Заведующий сектором - канд.пед.наук, доцент Ворошин Игорь Николаевич

Основные научные направления сектора:
- теория и методика адаптивного физического воспитания и спорта;
- теория и методика профессионально-прикладной адаптивной физической культуры;
- теория и методика оздоровительной физической культуры для людей с ограниченными возможностями;
- физиология и психология адаптивного спорта;
- жизнеспособность человека с ограниченными возможностями;
- нормативно-правовые основы адаптивной физической культуры и спорта.

Сектор проводит свои исследования по всем основным видам адаптивной физической культуры:
1. Адаптивному физическому воспитанию
Здесь приоритетным направлением являются научное обоснование содержания государственных образовательных стандартов по формированию на уроках и занятиях по адаптивному физическому воспитанию жизненных компетенций учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов; учащихся и студентов специальных медицинских групп массовых школ, колледжей (техникумов) и вузов, а также научное обоснование содержания и методов адаптивного физического воспитания детей с первых дней жизни
2. Адаптивному спорту
Этот вид адаптивной физической культуры интенсивно исследуется в последние годы и предполагает научное обоснование широкого спектра проблем: нормативно-правового обеспечения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; управления нагрузкой и отдыхом; фармакологической поддержки спортсменов-инвалидов в периоды предельных и околопредельных физических и психических напряжений; нетрадиционных средств и методов восстановления; социализации и коммуникативной деятельности; технико-конструкторской подготовки как нового вида спортивной подготовки и многих других.
3. Адаптивной двигательной рекреации
Здесь изучаются наиболее эффективные пути использования физических упражнений для организации активного отдыха, развлечений, интересного проведения досуга инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, получения удовольствия от общения и двигательной активности. Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановлении физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления и гиподинамии, на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
4. Физической реабилитации
В данном виде адаптивной физической культуры акцент делается на поиск нетрадиционных систем оздоровления лиц с ограниченными возможностями, ориентируясь, прежде всего, на технологии, сопрягающие физическое (телесное) и психическое (духовное) начала человека и ориентирующиеся в основном на самостоятельную активность занимающихся. Сектор теории и методики адаптивной физической культуры и спорта СПбНИИФК, считает физическую реабилитацию одним из приоритетных своих научных направлений, а разработанные авторские методы сегодня успешно применяются для восстановления здоровья спортсменов во многих видах адаптивного спорта.
5. Экстремальным видам двигательной активности
Здесь исследуются биологические и социально-психологические эффекты от применения двигательных действий, связанных с субъективным риском, но с гарантированной безопасностью для занимающихся и выполняемых с целью профилактики депрессии, фрустрации, различных социально неприемлемых видов зависимостей (от алкоголя, психоактивных веществ, азартных игр и др.).
Ворошин Игорь Николаевич
Работа сектора РАФКиСИ
Работа сектора РАФКиСИ
Работа сектора РАФКиСИ
Работа сектора РАФКиСИ
6. Креативным (художественно-музыкальным) видам двигательной активности
Здесь находят научное обоснование технологии, основанные на интеграции двигательной деятельности со средствами и методами искусства (музыки, хореографии, пантомимы, рисунка, лепки и др.) и предполагающие вытеснение из сознания занимающихся предыдущей картины мира, поглощение их новыми впечатлениями, образами, активностью, погружение в деятельность, стимулирующую работу отдыхавших участков мозга (его обоих полушарий), всех сфер человеческого восприятия. Креативные виды адаптивной физической культуры дают возможность занимающимся перерабатывать свои негативные состояния (агрессию, страх, отчужденность, тревожность и др.), лучше познать себя; экспериментировать со своим телом и движением; получать сенсорное удовлетворение и радость ощущений собственного тела.


Участие сектора в работе комплексных научных групп
Сектор теории и методики адаптивной физической культуры и спорта принимает активное участие в научно-методическом обеспечении паралимпийских сборных команд России в летних и зимних видах спорта с учетом комплексного подхода к подготовке спортсменов и с внедрением в учебно-тренировочный процесс современных средств и методов системы опережающей подготовки. На основании проводимых педагогических, физиологических, биомеханических и психологических обследований тренерскому составу выдается аналитическая информация, которая оказывает неоценимую помощь в учете, планировании и анализе тренировочных и соревновательных нагрузок.
В настоящее время сектор располагает современным диагностическим и реабилитационным оборудованием, позволяющим проводить качественную комплексную диагностику функционального состояния и тренированности высококвалифицированных спортсменов-паралимпийцев, оперативно осуществлять обработку и представление полученной информации, проводить восстановительную коррекцию для снижения дезаптационных последствий тренировочных нагрузок. Обследования спортсменов-паралимпийцев проводятся как на базе СПбНИИФК, так и в условиях тренировочных сборов, что позволяет получать комплексную информацию о состоянии физиологических систем организма в стандартных для спортсмена условиях. На основании результатов обследования тренеры получают объективную информацию о физической подготовленности, функциональном состоянии и резервных возможностях организма спортсменов. Полученные данные позволяют скорректировать тренировочный и восстановительные процессы спортсменов-паралимпийцев для повышения двигательного и функционального потенциала в кратчайшие сроки. Одной из важнейших задач в работе с паралимпийскими командами является своевременное определение функционального состояния и изменений опорно-двигательного аппарата спортсмена-инвалида, внесение коррекций в тренировочный процесс и проведение восстановительных мероприятий. В целях улучшения и повышения уровня действия функциональных систем организма спортсмена, состояния опорно-двигательного аппарата, стато-кинетической устойчивости, профилактики перенапряжения, микротравм и различных биомеханических нарушений, а также в целях снижения дезадаптационных последствий тренировочно-соревновательных нагрузок спортсменам предлагается комплексный метод восстановительной коррекции и мобилизации, разработанный сотрудниками сектора. Метод включает применение реабилитационного устройства "Армос" (www.armoc.ru, armos777.narod.ru) и спортивный массаж с глубокой проработкой мышечно-фасциальных и околосуставных тканей (www.sportmassag.ru). Основной задачей применения метода является снятие нервно-мышечного напряжения с устранением функциональных статико-динамических биомеханических нарушений, вызванных спортивными перегрузками опорно-двигательного аппарата. Важной особенностью адаптационно-восстановительного метода разгрузки опорно-двигательного аппарата с применением устройства "Армос" является реализация его в естественных тренировочных условиях, в привычной для спортсмена среде где, несмотря на реабилитационный период, решаются необходимые для повышения спортивной квалификации задачи.
Обследование спортсменов-паралимпийцев всегда проводится по расширенной программе и включает диагностику:
- морфофункциональных особенностей;
- психоэмоционального состояния;
- психофизиологических особенностей;
- состояния сердечно-сосудистой системы;
- функционального состояния опорно-двигательного аппарата;
- статокинетической устойчивости и состояния вестибуломоторных функций;
- скоростно-силового потенциала мышц ног;
- текущего функционального состояния, адаптационного потенциала и стрессовой устойчивости спортсмена;
- состояния дезадаптации и перетренированности;
- процесса физической тренировки с целью его оптимизации при помощи радиотелеметрии;
- технико-тактической подготовки спортсмена.
В секторе теории и методики адаптивной физической культуры и спорта работают специалисты различных научных направлений: педагоги, физиологи, психологи, медики, биомеханики. Все сотрудники имеют большой практический опыт в сфере адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, что позволяет обеспечивать комплексный подход в решении проблем, связанных с разработкой нормативно-правовых основ адаптивной физической культуры и спорта; с обоснованием инновационных технологий научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности людей с ограниченными возможностями; с диагностикой (в том числе компьютерной), оценкой и контролем функционального состояния занимающихся адаптивной физической культурой и адаптивным спортом; с оказанием практической помощи в коррекции имеющихся функциональных нарушений и лимитирующих факторов различного генеза; с организацией и проведением научных конференций по вопросам АФК; с подготовкой кадров высшей квалификации в сфере АФК (обучение в аспирантуре, проведение диссертационного исследования и защита диссертации).

Штатные сотрудники сектора:       
заведующий сектором:

Ворошин Игорь Николаевич, канд.пед.наук, доцент

старшие научные сотрудники:

Красноперова Татьяна Витальевна, канд.биол.наук
ведущие научные сотрудники:
Евсеева Ольга Эдуардовна, канд.пед.наук, профессор
младший научный сотрудник:
Киселева Евгения Александровна

Основные публикации за 2015 год:
1. Ворошин И.Н., Донец А.В. Техника метания копья сидячими легкоатлетами-паралимпийцами с поражением ОДА с использованием вертикального опорного шеста. // Адаптивная физическая культура, 2015, №1 (61) – С.50-53.
2. Самигуллина Г.З., Красноперова Т.В., Емельянов В.Д. Возможности коррекции устойчивости внимания у детей 6-7 лет с последствиями перинатальных поражений нервной системы под воздействием подвижных игр. // Адаптивная физическая культура № 2 (62). – 2015 г. – С. 4-6.
3. Ворошин И.Н. Содержание инновационной системы спортивной подготовки легкоатлетов-паралимпийцев с поражением ОДА. // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2015, №5 (123) – С.49-52.
4. Ворошин И.Н.,Воробьёв С.А. Анализ выступления сборной команды России на Чемпионате мира IPC по легкой атлетике 2015 – 300 дней до Паралимпийских игр 2016 . // Адаптивная физическая культура, 2015, №4 (64) – С.12-13.
5. Голуб Я.В., Емельянов В.Д., Красноперова Т.В., Курпатов В.И. Анализ воздействия свето-звуковой стимуляции на некоторые электрофизиологические показатели. // Научно-практический журнал Вестник психотерапии. - № 54, - Санкт-Петербург. – 2015. – С. 140-151.
6. Емельянов В.Д., Красноперова Т.В. Оценка уровня физического развития инвалидов с учетом возрастных и гендерных различий лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2 Новосибирск, 2015. - С. 76-78.
7. Шевцов А.В., Емельянов В.Д., Красноперова Т.В. Влияние авторской восстановительной методики на состояние нервно-мышечного аппарата в паралимпийской легкой атлетике. // Материалы Всеросс. науч.-практ. конференции «Теория и практика АФК – двадцатилетний путь». 2015 г., ч.2. стр. 232-238.
8. Шелков О.М.,Ворошин И.Н., Баряев А.А., Белов А.Г. Особенности работы комплексной научной группы сборной команды России по легкой атлетике спорта лиц с поражением ОДА.// Материалы Всеросс. науч.-практ. конференции «Теория и практика АФК – двадцатилетний путь». 2015 г., ч.1. стр. 160-164.
9. Киселева Е.А. Адаптивная физическая культура в сфере зависимого поведения. // Материалы Всеросс. науч.-практ. конференции «Теория и практика АФК – двадцатилетний путь». 2015 г., ч.2. стр. 122-127.
10. Емельянов В.Д., Красноперова Т.В., Шевцов А.В., Шелкова Л.Н. Современные представления о развитии координационной структуры двигательной деятельности в реабилитационно-педагогическом процессе школьников с ментальными нарушениями.// Материалы Всеросс. науч.-практ. конференции «Физическая реабилитация в спорте, медицине и адаптивной физической культуре». В 2 ч. Ч 1. / НГУ физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: [б.и.], 2015. – С. 40-46.
11. Емельянов В.Д., Красноперова Т.В.Теоретико-методологические аспекты управления развитием координационной структуры двигательной деятельности в процессе занятий адаптивной физической культурой лиц школьного возраста с сенсорными и ментальными нарушениями // Методические рекомендации. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2015, 32 с.

Система Orphus
КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДИК, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ИНСТИТУТЕ
ЭБС Лань

География посетителей этого сайта

Загрузить Adobe Reader

Загрузить Adobe Flash Player

© 2010-2016. ФГБУ СПбНИИФК
Все права защищены.